Свобода человека и спасение

Sep 04, 2019 13:09

Учение о свободе человека и о Боге, хранящем «черту образа Своего» (митр. Филарет) в самом спасении человека, составляет существенное отличие православного богословия от инославного:

«Свобода в человеке важнее сущности»[1202]. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 421.

Она есть «самое лучшее, что даровано ему от Бога»[1203]. Свт. Мефодий Патарский, еп. Олимпийский. Полное собрание творений. Спб., 1905. С. (?).

«…Как Бог свободен и творит, что хощет… так свободен и ты»[1204]. Св. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. 1904. (Беседа 15. §21). С. 121.

«У Бога нет насилия»[1205]. Св. Ириней Лионский. Против ересей. СПб., 1900. Кн. 3. Гл. 37. С. (?).

«Бог, будучи беспределен в благости, желает нам всякого блага и дарует, не нарушая самого существенного преимущества - нашего свободного произволения»[1206]. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе / Пер. с греч. М., 1874. С. (?).

Подобных свидетельств можно привести значительно больше. Им полностью соответствуют и высказывания наиболее выдающихся русских богословов - митрополита Филарета (Дроздова) и патриарха Сергия. «Человек сотворен по образу Божию. Важная черта образа сего положена в его воле: это и есть разумная свобода, отличающая человека от низших созданий Божиих, образа Божия не имеющих. Посему Бог хранит ненарушимую свободу воли, храня в ней черту образа Своего»[1207]. Филарет (Дроздов), митр. Слова и речи. Т. 5. С. 124. Даже для воплощения Слова, по мысли святителя, нужно было свободное согласие Пречистой Девы: «По малой мере человеческой несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, чтобы могло совершиться» (Там же. Т. 4. С. 440; Т. 5. С. 122).

«Благодать хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно внутри сознания и свободы. Это основное православное начало, и его не нужно забывать, чтобы понять учение Православной Церкви о самом способе спасения человека»[1208]. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. С. 155.

Предупреждение патриарха Сергия не было излишним для русского «школьного» богословия. При усвоении «юридического» понимания искупления в его протестантском варианте и истолковании догмата искупления из «соотношения свойств в Боге» учение о свободе человека хотя прямо и не отрицается, но понимание его значения неприметно утрачивается.

«Человек, по известному афоризму Лютера, это колесница, на которой до падения ездил Бог, а после падения диавол» (Горский М. Правда и милость Божия. С. 194).

При таком понимании человека внимание «истолкователей» догмата искупления переносится на примирение в Божестве противоречивых свойств милости и правосудия. И искажение православной истины о человеке отражается на учении о Боге. При отрицании свободы человека вносится необходимость и в Само Божество.

Догмат искупления в русской богословской науке. Прт. Петр Гнедич
https://www.rulit.me/books/dogmat-iskupleniya-v-russkoj-bogoslovskoj-nauke-read-444421-76.html#n1201

мнение, #теология, #Притчи, духовная-жизнь, церковь, #вера, #церковь, #возглашение, #католицизм, #любовь, #дьякон, веселие, #ектенья, #притч, #христианство, мысль, #беззаботность, #алтарник, #священник, #поручи, #догмат, #человек, Христос, #Бог, #вопросы_бытия, #иерей, #слово, #чудо, #дети, #духовная_жизнь, #Христос, религия, #православие, #философия, #приход, Библия, #богословие, догмат, #алтарь, #орарь, #религия, #Евангелие, радость, православие, христианство, #веселие, #счастье, молитва, #стихарь, #Новый_Завет, #мысль, католицизм, #люди, #думы, атеизм, #Писание, #вечность, человек, #сказка, #Библия, Бог, #радость, #ребенок, #святые, #молитва

Previous post Next post
Up