Первомайский конфуз

May 01, 2019 13:05



Самое начало 80-х годов. На Владимирскую епархию назначен архиепископ Серапион Фадеев. Ему отчего-то благоволил патриарх Пимен...

И вот Владыка Серапион обнаружил, что когда-то в его новой, но древней епархии была известна Максимовская икона Божией Матери. В те годы, как и сейчас, она уже была в государственном музее Владимира. Он решает возобновить (а, может, и впервые учредить) особый день ее епархиального почитания.

Стараясь соблюсти весь советский политес, Серапион пишет в Совет по делам религий СССР прошение с просьбой разрешить ему в честь этой древней иконы совершать особую службу в кафедральном соборе с крестным ходом и колокольным звоном.

Совет заявляет, что это вопрос чисто богослужебный и к нему никакого отношения не имеет, и передает бумагу Серапиона в патриархию. Пимен не желает брать ответственность на себя и отсылает серапионово прошение ему же - с резолоцией, что, мол, это местная традиция, а не общецерковная, и потому вы, владыка, вправе для своей епархии самостоятельно устанавливать дни особых богослужений.

Получив необходимые не-запрещения, то есть полномочия, Серапион в указанную им дату, 18 апреля, бьет в колокола и выходит на соборную площадь с крестным ходом.

Впрочем, в те годы эта площадь называлась площадью Свободы. Там стоял (и стоит) памятник Ленину. Причем Ленин стоит напротив собора и до 1950 года даже указывал на него рукой. В партийно-красные дни календаря именно у этого памятника ставилась трибуна для городских вождей, приветствующих демонстрации трудящихся.

Так вот, крестный ход из собора выходит на площадь Свободы... А та уже занята. Той самой демонстрацией трудящихся. Да, советская демонстрация 18 апреля. Дело в том, что Серапион всюду дату предполагаемого скромно-епархиального празднования указывал по старому стилю. А по новому вышло - 1 мая.

Итак, крестный ход вышел во очию демонстрации и партийно-трибунной верхушки. Колокольный звон перебил бравурные марши. Народ, увидав такое зрелище, поворотился задом к трибуне и бросился к храму. Вожди остались растерянными и покинутыми.

Понятно, тут же было организовано дознание: "как посмел? кто разрешил?!!!"

А Серапион показывает все разрешения - и из Совета, и из Патриархии. А то, что дата по старому стилю - так мы ж люди отсталые, церковные, от советского государства отделенные, вот и вышла накладочка.

В общем, наказан он не был. А вот повторялся ли затем крестный ход во Владимире 1 мая по новому стилю и совершается ли он сегодня - не знаю.

Потырено у дьякона Андрея Кураева

революция, христианство, анекдот, коммунизм, юмор, религия, душевное, власть, светлое будущее, человек, СССР, православие, Бог, чиновник, церковь

Previous post Next post
Up