- Владыка, вновь и вновь поражаются люди: ну почему же именно в нашей стране произошла такая катастрофа? Ведь до революции столько в ней было
монастырей и храмов! Золото куполов слепило глаза, крестные ходы походили на армию на марше. Все благочестивые, все благоговейные, и - на тебе: нужники в алтарях, распятые на царских вратах священники, концлагеря, слежка, пытки. Дьявольская какая-то усмешка над Россией и ее народом. Куда делись все благочестивые-то? Откуда такая резкая перемена?
- Дело в том, что это было вовсе не «резко». Не надо представлять себе, что революцию нам привез Ленин, приехав в «пломбированном вагоне». Он просто оседлал ситуацию и сделал то, что хотел, то, что ему виделось в его безумных планах, суть которых отразилась в знаменитом лозунге первых годов большевизма: «Железной рукой загоним человечество в счастье». Это была идея, которая очаровала и вождей, и «народные массы». Творцы «светлого будущего» искренне полагали, что нужно действовать «железной рукой», и, если расстрелять половину, вторая половина будет жить в некоем обществе небывалого благоденствия, равенства и всеобщего братства. Они все оказались в той самой прелести бесовской, и в эту прелесть вогнали в результате всю страну. Ну а в дальнейшем, когда иллюзии развеялись и обнаружилась вся ужасающая и неприглядная действительность, сформировался и действовал уже целый механизм террора, репрессий, жесткой идеологической пропаганды, что фактически «зомбировало» народ идеей какого-то неведомого, но завораживающего «светлого будущего». «Мы-то, конечно, еще нет, но вот наши дети и внуки - они уж точно будут жить при коммунизме, и поэтому сейчас надо потерпеть, отдать все без остатка и выложиться по полной», - так звучала бесконечная «мантра» тех лет, которая повторялась в каждом новом поколении, и народ должен был в нее верить. Как мы тогда горько шутили (шёпотом): «Коммунизм как линия горизонта: по мере приближения к нему - удаляется».
Так что эта беда не пришла внезапно и нежданно - это было бы невозможно. Над ней трудились очень многие и долгое время. И, по моему твердому убеждению, как и по наблюдениям современников тех страшных процессов, сам народ, сами люди своим отказом от уже упомянутого нами пути преподобничества, пути самоограничения ради Бога, готовились к радостной встрече того «пломбированного вагона». Вокзалом стала вся страна. Надо сказать, что тема эта необъятная и раскрыть ее в одной беседе просто невозможно.
- Но с чего, по вашему мнению, началось отступление России, ее народа от Христа?
- С поклонения чужим и чуждым «ценностям». Думаю, тут мы должны вспомнить «петровскую революцию» начала XVIII века. Именно Петр I решительно и безжалостно своим авторитетом и волей монарха стал двигать Россию в этом пагубном направлении. Его очаровала некая идея, которой он заразился в Европе, и он решил из России сделать Голландию. Прельщенный протестантизмом, он уничтожил патриаршество и поработил Церковь, превратив ее в часть бюрократического аппарата империи. Он изменил духовно, нравственно и даже чисто внешне правящий класс Российской державы. В результате правящая элита оказалась совсем другого духа, чуждого России. Страной стали править люди, для которых Россия оказалась нелюбимой, варварской. А западный образ жизни представлялся высочайшим идеалом и предметом рабского поклонения. В результате самобытный путь и все, что имела Россия: свою внутреннюю святость, удивительное целомудрие, воспевание девственности и непорочности, которое было заложено в основах, духовных скрепах России, - всё было попрано теми, которые и должны были бы всячески оберегать наши традиции и уникальную духовность.
Всё было осмеяно, поругано, и наглядно было показано, как нужно жить «свободно», какая «мораль» должна быть, какая «нравственность», а точнее - полная распущенность и грязный разврат. Ведь всё, что творилось при дворе и во дворцах, всё это стало нормой и предлагалось как образец. А народ жил в традициях и преданиях старины, глядя с ужасом на то, что происходит у некогда благочестивого и благоверного царя-батюшки, который теперь стал императором. И сложились два совершенно параллельных мира.
Вот что сотворил Петр, и именно там, по моему мнению, следует искать истоки катастрофы 1917 года. Произошла невиданная ранее вещь: в России в высшем классе появились профессионально ненавидящие родную страну люди. И большинство нашей интеллигенции постоянно занималось расшатыванием устоев страны, это было ее такое вот призвание и предназначение.
С епископом Североморским и Умбским Митрофаном
беседовали священник Павел Чидемян и Петр Давыдов
23 января 2018 г.
http://www.pravoslavie.ru/110084.html