Меж двух жерновов

Jan 18, 2018 17:57

image Click to view



В этом документальном фильме мы как-бы продолжим затрагивать Курск, но потом отойдем в сторону и расскажем много интересного. Ведь именно благодаря тому, что произошла победа над Курском через два года Германия потерпела поражение. Эта победа ковалась не только в то время, когда происходил бой, но еще и тогда в Псково-Печерском монастыре. Здесь наши разведчики, правда они все были в рясах приближали тот миг, когда наступит долгожданная победа. Они были как-бы чужими для своих. Многие говорили, что они предатели, но они терпели.

В фильме покажут боевой приказ Гитлера номер 6, в котором фюрер объявлял о начале операции "Цитадель". Приказ имел всего 13 засекреченных копий "только для Высшего командования". Но за три месяца до решающей схватки советской разведке удалось текст одной из них переправить в Кремль. Немцы и не догадывались, что уже не могут рассчитывать на фактор внезапности. Чтобы немецкое командование до последнего считало, что к основному удару Вермахта русские готовятся не под Курском - а под Москвой, была разработана многоуровневая "операция прикрытия", включавшая в себя несколько радиоигр, объединённых под грифом "Э" (эфир). Одна из таких радиоигр - операция "Послушники". По признанию разведчиков, одна из самых засекреченных: некоторые детали её нельзя разглашать до сих пор. В чём же была уникальность операции со столь непривычным названием?..

Информация о фильме
Название: Операция «Послушники». Между молотом и наковальней
Год выхода: 2013
Жанр: Документальный
Страна: Россия
Продолжительность: 44:57
Ведущий: Сергей Медведев
Автор сценария: Елена Шилова Режиссеры: Ольга Кушаковская, Екатерина Кругликова

В фильме принимают участие: Архимандрит Тихон (Секретарёв) - игумен Псково-Печерского монастыря, Протоиерей Олег Теор - настоятель храма св. Александра Невского, Протоиерей Владимир Попов - настоятель храма св. Николая Чудотворца Марина Сафронова - историк, сотрудник Псковского государственного музея-заповедника, Алексей Гулин - бывший военнопленный, Владимир Хотиненко - режиссёр, народный артист России, Василий Христофоров - начальник Управления и регистрации архивных фондов ФСБ РФ, Николай Долгополов - публицист, зам. главного редактора "Российской газеты", Валентина Петрова - свидетельница оккупации Пскова Олег Хлобустов - историк, ст. научный сотрудник Академии ФСБ РФ, Владислав Цыпин - протоиерей, профессор Московской духовной академии.

Архиепи́скоп Васи́лий (в миру Василий Михайлович Ратмиров; 29 декабря 1887 (10 января 1888), станица Нововеличковская, Екатеринодарский отдел, Кубанская область - 1960-е, СССР) - епископ Русской православной церкви; с сентября 1944 года архиепископ Минский и Белорусский; ранее, в 1922-1941 годы, был в обновленчестве.
В июле 1941 года принёс покаяние и был принят в «староцерковную» юрисдикцию Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Последнее обстоятельство может объясняться тем, что Ратмиров мог скрыть от митрополита Сергия факт своего отречения от сана[3].
17 июля назначен епископом Житомирским. Согласно воспоминаниям Михеева (2005), группа не отбыла в Житомир, так как город был сдан немцам раньше (9 июля 1941 года), чем предполагалось в НКВД[6].
В июле - начале августа 1941 года провёл подготовку для церковного служения работников НКВД подполковника[7] Василия Михайловича Иванова («Васько», старший группы) и Ивана Ивановича Михеева («Михась»[8]): идея руководителей операции Павла Судоплатова и Зои Рыбкиной состояла в том, чтобы группа в виде иподиаконов епископа Василия прибыла в епархиальный город до его занятия немцами и осталась там для выполнения разведывательных и диверсионных задач[9]. По воспоминаниям Зои Рыбкиной: «Я узнала, что в военкомат обратился епископ Василий, в миру - Василий Михайлович Ратмиров, с просьбой направить его на фронт, „дабы послужить Отечеству и оборонить от фашистских супостатов православный люд“. Пригласила его к себе домой и несколько часов убеждала взять под опеку двух разведчиков, которых он „прикроет“ своим саном. Больше всего святого отца заботило, не осквернят ли его „подручные“ храм Божий кровопролитием. На следующий день в моей квартире началось обучение двух кадровых разведчиков - „Васько“ и „Михася“ богослужению: молитвам, обрядам, облачению…»[10].
27 августа 1941 году (согласно ПЭ) назначен в Калинин (Тверь). По свидетельству Михеева, епископ Василий с группой прибыл в Калинин вместе с митрополитом Киевским Николаем (Ярушевичем), который 18 августа 1941 года освятил вновь открытый храм «на окраине города» (видимо, речь о Покровской церкви; храм был частично разрушен советской артиллерией вскоре после занятия города немцами 14 октября того же года[11]). По свидетельству Михеева[12], Ратмиров, ещё до прихода немцев, демонстративно отстранив от служения священника, ранее бывшего в обновленчестве, сумел расположить к себе группу влиятельных верующих «тихоновской ориентации[13]». Во время германской оккупации Калинина (с 14 октября до 16 декабря 1941 года), выполнял функции прикрытия для советской разведывательно-диверсионной резидентуры (иподиаконы Иванов и Михеев, а также радистка). В конце октября 1941 года, при содействии бургомистра Ясинского, открыл Вознесенский собор на Советской улице[14], который ранее использовался как областной краеведческий музей. За несколько дней до оставления Калинина немцами (в начале декабря 1941 года, после Введения), имел 2 встречи с шефом местного гестапо Крюгге, который имел в виду вербовочные цели[15].
В интервью 2013 года Михеев отмечал: «Между тем службы в Вознесенском соборе на Советской улице продолжались, общение с верующими давало возможность пополнять сведения о поведении немцев в городе, о настроениях населения, о подозрительных контактах немцев с горожанами. Всякая информация могла пригодиться. Но мы ходили по лезвию ножа: шаткой выглядела легенда епископа Василия. Стоило гестапо направить шифровку в Берлин с просьбой проверить в эмигрантских православных кругах, известен ли им этот епископ, все кончилось бы крахом. Его рассказы о годах, проведенных в ссылке в Кеми (на Белом море), тоже легко было проверить. А реальность была такова: до 1939 года владыка Василий был митрополитом Обновленческой Церкви, о чем скрыл, когда немцы потребовали от него автобиографию. Однако судьба была милостива к нам. Легенда выдержала экзамен»[16].
По освобождении Калинина советскими войсками, был задержан по наводке местного жителя как предатель и немецкий пособник и препровождён в Управление НКВД, где был «радушно» принят заместителем начальника УНКВД Крашенинниковым[17]. Продолжал находиться в Калинине вместе с Михеевым, который возглавил группу вместо «Васько» как его секретарь, - на случай повторного занятия города немцами[18].
В документе Московской Патриархии от 15 марта 1942 года упомянут в сане архиепископа. 22 марта 1943 года, «не дожидаясь освобождения от немцев всей Смоленской области», его архипастырскому попечению поручены освобождаемые местности Смоленской епархии[19]; к осени 1943 получил титул «архиепископа Калининского и Смоленского».
Историк Дмитрий Поспеловский, ссылаясь на «одного из достойнейших священнослужителей Московской Патриархии, Рукоположенного Ратмировым» (то есть Виталия Борового), писал, что «последний был нравственно разложенной личностью, но своими высокопоставленными связями немало помогал и существованию приходов и спасению из рук НКВД священников»[20].
Принимал участие в Соборе епископов 8 сентября 1943 года, избравшем Местоблюстителя митрополита Сергия на Патриарший престол[21].
С 17 января 1944 года разновременно назначен управляющим приходами Гомельской и Полесской областей[2].
С 4 сентября 1944 года - управляющий белорусскими епархиями с титулом «архиепископ Минский и Могилёвский»; с 12 февраля 1945 года - также временно управляющий Литовской и Белостокской епархиями.
В марте 1945 года был награждён правом ношения креста на клобуке.
По приказу Сталина после войны был награждён золотыми часами и медалью[22].

Историк Церкви Дмитрий Поспеловский на основании своей беседы в 1979 году с протопресвитером Виталием Боровым, который был хиротонисан Василием (Ратмировым) в диакона в октябре 1944 года, писал о последнем: «<…> тип до того нравственно опустившийся, что спасённый им из тюрьмы Виталий Боровой, впоследствии профессор-протопресвитер и один из архитекторов внешней политики Московского патриархата с конца 1940-х гг. до начала перестройки, долго сомневался в благодатности своего священства, полученного из рук этого иерарха»[26].

По словам Ивана Михеева, «владыка Василий достаточно рано ушел из жизни, в 60-е годы жизнь его оборвалась. Сказались старые болезни и переживания». По словам Михеева архиепископ Василий: «не словом, а делом доказал свой патриотизм и верность Родине в годы войны. Мне же он запомнился как человек исключительного благородства и верности своем долгу»[16].
https://ru.wikipedia.org/wiki/Василий_(Ратмиров)

политика, Великая Отечественная война, победа, православие, война, церковь

Previous post Next post
Up