При беседе людей, глубоко приверженных различным картинам мира мне представляется важным обойти то, что я бы обозначил как проблему самостопа. У людей есть мировоззрение, те или иные личные приверженности, и отказ от них означал бы глубочайший личный кризис - поэтому люди склонны вообще отвергать данные, которые способны это мировоззрение и приверженности разрушить. Не потому, что они плохие люди - а потому, что все мы люди.
Я это постоянно наблюдаю - с одной стороны, человек требует обоснований, с другой, никакие вообще обоснования, ведущие к отказу от дорогих ему убеждений, не будут приняты никогда, ни в коем случае, и ни при каких обстоятельствах и совершенно независимо от качества самих обоснований.
Как это обойти? Я думаю, было бы полезно проговорить цель дискуссии - не обращение, а понимание. Я могу быть не согласен с другим человеком - но я могу понимать, почему он придерживается тех взглядов, которых придерживается, как в его картине мира укладываются те или иные данные. У других людей могут быть вполне почтенные, разумные причины не разделять дорогих мне убеждений. Это еще не значит, что они правы. Это значит, что у них есть причины считать так, как они считают. Я могу, приложив некоторое усилие, понять эти причины.
Это предполагает некоторую долю воображения - как Исаев смотрит на мир глазами Штирлица, способности посмотреть изнутри другого мировоззрения. Но Исаев при этом не становится Штирлицем; он просто понимает чужой образ мыслей, не делая его своим.
Сергей Худиев
https://sergeyhudiev.livejournal.com/1755088.html