Jul 06, 2011 10:49
Было время, когда в экономической жизни все решали директивы «сверху»: сколько выпустить тысяч метров рельс, сколько чугуна и стали выплавить, по какой цене и кому это продать. То же, в не меньшей мере, касалось и производства идеологического, причем личный карьерный рост причудливо переплетался тут с политическим и экономическим интересом государства. Надо, например, провести метро по месту массовых захоронений в Бабьем Яру? - Хлоп! Вызвали начальника института, поговорили, объяснили ситуацию. Тот, в свою очередь, собрал сотрудников: «Важную задачу поставила перед нами Партия - доказать надо, что расстрелы проходили метров на 200-300 далее, чем идет планируемая ветка метрополитена!». Или захотелось кому-то выслужиться перед дорогим и любимым Леонидом Ильичем… так юбилей же хороший есть! 35 лет Победы! «Музей-Бабу» построили, Брежнева пригласили, поцеловались, выпили.
Сейчас многое изменилось. Изменилось как в материальном производстве, так и в идеологическом. Госзаказ на идеологический продукт остался, но, вместе с тем, поощряемой стала инициатива: теперь не властная вертикаль заказывает необходимый ей продукт (видимо, не в последнюю очередь из-за отсутствия мозгов), но сами «деятели науки и культуры» разрабатывают разнообразнейшие идеологические концепты, предлагая политической «элите» широкий выбор. Известнейшими артелями такого типа являются Институт Украиноведения, Институт Украинской археографии и источниковедения и Национальный заповедник «София Киевская». Да-да, тут тоже работают законы рынка. Начнем со спроса.