О целях акции #makemusicnotdrugs в НИГИЛИСТ.
Я считаю, что акция #makemusicnotdrugs под Кабмином была важной, довольно успешной и даже может стать значимой страницей в истории борьбы за права человека в Украине. Многие практические ходы я нахожу замечательными и благодарен всем участникам и организаторам. Но со своих позиций неофициального лица у меня есть замечания относительно декларируемых целей. Отмечу, что это не могут быть непосредственные претензии к организаторам, причины чьих высказываний мне понятны.
Кратко сформулировать эти замечания можно так: понять, чему была посвящена эта акция, из официального заявления невозможно. Это не была акция солидарности с Closer’ом. Это не была акция за отставку Ильи Кивы. Это не была акция с требованием расследования нарушений при обыске или наказания виновных от правоохранительных органов. Это не была акция за принципиально новую наркополитику, выраженную в конкретной позитивной программе. И, разумеется, это не была акция за декриминализацию или легализацию каких-либо веществ.
Согласно опубликованному заявлению и листовкам, это была акция «за все хорошее и против всего плохого», сформулированная языком, приемлемым для Кивы и ему подобных.
Мои замечания можно суммировать в следующих пунктах:
1. Требование преследовать не потребителя, а продавца или производителя не может быть выражено в форме «пожелания». Есть конкретные законы и подзаконные акты. Например, банальный и очень наглядный - «Про затвердження таблиць невеликих, великих та особливо великих розмірів наркотичних засобів, психотропних речовин і прекурсорів, які знаходяться у незаконному обігу» Минздрава. Можно требовать утверждения новой «Стратегії державної політики щодо наркотиків» с учетом мирового опыта, стратегии, согласованной с правозащитными организациями и организациями, направленными на снижения вреда. Вообще много чего можно предлагать или требовать вне абстрактного «Боріться з наркоторгівлею, а не з музикою» или «Ми за боротьбу з нарковиробником та розповсюджувачами наркотиків».
2. Почему нет прямого требования отставки Ильи Кивы? Да, с одной стороны он такой же чиновник и делает ровно то же, что делал бы любой другой в нынешних условиях. Я понимаю, что это такой феерический дурак, что лучше он, чем кто умнее. Это удобный «спарринг-партнер». Но Кива показал себя как неадекватная обезьяна с гранатой. Уровень его компетентности предельно низкий, даже ниже дна. Отказ от персональных к нему претензий - это какая-то нечистоплотность. За отставку нынешнего начальника департамента противодействия наркопреступности должен выступить кто угодно, независимо от своей позиции по наркополитике.
3. Почему мы не конкретно за Closer? Мы именно что за него, и всех его товарищей по несчастью. Есть наглядный пример злоупотребления властью и ужасающих процедурных нарушений. Этот случай не может быть проигнорирован т. н. гражданским обществом. Наказание виновных из правоохранительных органов может быть в этом случае даже не чисто юридическим последствием, а воплощением политической воли (к сожалению, без этого на позитивные решения рассчитывать и не приходиться).
4. Почему проигнорирована элементарная просветительская деятельность? Под кабмином стояли люди в камуфляже с лозунгом «Кодеин убивает наших детей». Ущербность этого лозунга настолько велика, что развернуть просветительскую кампанию на его фоне можно было даже в адрес пенсионеров. Например, сколько было изъято доз кодеиносодержащих препаратов при обыске? А опиатов вообще? Из этого вытекает следующее, а именно полное игнорирование в агитации понятия «снижение вреда». Запретительная политика плоха не только потому, что она плохая сама по себе, а и потому, что она убивает похлеще веществ, с употреблением которыми призвана бороться. Игнорирование обмана и вреда со стороны властей не играет на руку протестующим.
5. Зачем нужно такое активное использование словаря и ценностей Кивы? Из заявления едва ли не выходит, что это акция главным свои требованием имела требование бороться с наркоторговцами. В заявлении дважды критикуется все советское, один раз - кремлевское. Местами складывается ощущение, что тут идет борьба за радикально правый электорат, а не выдвижение требований к власти. Нам вряд ли удастся переубедить (а тем более обмануть) людей с ценностями, принципиально отличными от наших. В то же время не стоит считать, что эти ценности являются преобладающими для всего населения Украины.
6. Почему акция обозначена как неполитическая? Пускай вопрос скорее терминологический или идеологический, чем практический, он важен лично для меня. Это акция против репрессивного механизма, применяемого в общественной и культурной сфере. Это акция о проблемах в правоохранительных органах и системе здравоохранения. Это акция о злоупотреблениях властью. Деятельность полиции и требование политики - это тоже политическое. И, поскольку это акция о личной свободе, она уже политическая. Даже сама вечеринка на Клоузере - это, по большому счету, прекрасный пример «временной автономной зоны» Хаким Бея.
Я благодарен организаторам акции. Я признателен Closer’у за его деятельность. Я понимаю, что в его интересах, в интересах пострадавших и, в итоге, в общих же интересах находить компромиссы с властью и общественностью. Но в нынешней ситуации для меня это выглядит как смирение с искусственной и навязанной повесткой дня, как игра на чужом поле, которая потому грозит проигрышем.
КомментироватьВ категории: Действия, Нынче, Позиция, тези: акции, Илья Кива, музыка, наркополитика, наркотики
Подписка:
RSS, твиттер:
@NihilistLi