Не сотвори себе кумира в НИГИЛИСТ.
После событий, выходящих за рамки повседневности, общество реакционно поляризуется, разделяясь на противоборствующие лагеря, с мнениями одинаково лишенными объективности. Так произошло и после последней акции Петра Павленского, когда лишь немногие остались способны к трезвому анализу происходящего. Переступив грань адекватного восприятия, онлайн сообщество разделилось на два лагеря. Первые орут о психическом отклонении художника и его полнейшей неадекватности. Эти чувства давно не оригинальны. Реакция же второй части людей оказалась более симптоматичной - многие увидели в Павленском нового героя, мессию, Иисуса! Среди фанатичных постов в социальных сетях, стенаний, хвалебных од, проскользнула даже идея поставить художнику
прижизненный памятник.
Бушующие страсти во втором лагере больше похоже на помешательство, сопровождавшее бьющихся в экстазе фанаток Битлз, когда те появлялись на сцене.
Реакция многих получилась противоположной тому, чего добивался своей акцией сам художник. Взамен на то, чтобы отыскать в самом себе смелость, понять важность ответственности за свою жизнь, увидеть что шаг, жест и поступок сделать может и должен каждый (ведь вразрез с расхожим мнением, Петя Павленский человек, сделанный из того материала, что и все остальные), люди нашли себе нового спасителя, который избавит их от страшных пут кровавого режима. И, радуясь успешному завершению поиска мессии, они всё также продолжают погружаться в свою комфортную обыденность. Государство не оправдало их надежд. Теперь они отдают драгоценную ответственность за их жизни в другие руки.
О героизации говорил еще Гегель, поясняя этот феномен на примере периода античности, когда индивид полностью ассоциировал себя с обществом, обладая сознанием не субъекта, но объекта. Все общественные настроения и мнения априори принимались как собственные. Героем же тогда выступал тот, кто проявлял себя как отдельная, независимая от общего, личность. Со времен античности представления о социуме и человеке как его части развились - бессметное количество философов и социологов указывали на человека, прежде всего как на независимую мыслящую личность, множество которых и формирует общество. Такая восторженность вокруг Павленского является тревожным сигналом обратной ситуации, где в XXI веке человек осознает себя также как и в III - определяя себя только через общество и находя героя в человеке, проявившим независимость от него.
Россия - это большая патриархальная семья. И стремление к героизации еще одно тому подтверждение. Часть людей находит того кто сильней и умней в религии, передавая ответственность за собственную жизнь внеземным силам. Многие еще видят своего верного защитника и покровителя в государстве - в мощном многоголовом драконе, который с радостью примет в дар жизни людей. А какая-то иная часть общества, количественно уступающая апологетам церкви и державы, которая уже не надеется на сверхъестественные силы и претерпела разочарование в органах выборной власти, ищет нового героя. Не новую модель поведения, мировоззрения, общественного устройства. За столетия патриархального порядка, приправленного тоталитаризмом, непрекращающейся пропагандой и подчинением личности общественному контролю, у человека выработался рефлекс поиска того, кто будет здесь главным, а также моментальная готовность передать ему право на распоряжение своей жизнью, оставив себе некую зону мнимой свободы. Потребность в опеке, защите и спасении. Ведь в такой модели отношений нет того, кто навязывает власть. Есть тот, кто ею обладает и тот, кто нуждается в покровителе. При всем неравенстве такая система удовлетворяет потребности и в контроле, и в подчинении, тем самым участники оказываются взаимовыгодны и необходимы друг другу. Ситуация стабильна, пока свои роли выполняют обе стороны - одна осуществляет постоянный контроль, время от времени ужесточая меры, другая - инициирует ситуации, где первая сторона может предоставить помощь. Такая модель предопределяет не только поведение всего общества, но и мышление каждого отдельного её гражданина. В психологии есть такое понятие как выученная беспомощность - когда индивид не делает ничего для того, чтобы изменить существующую ситуацию, даже ту, которая его не удовлетворяет. Нежелание распоряжаться самим собой передает это право в другие руки - бога, государства, родителей, мужа. Этот синдром прививается нам с самого детства, а нашим родителям с их детства, - знание о том, что всегда есть кто-то выше, мудрее, тот, кто всё решит и установит правила, по которым ты должен жить. Этот комплекс настолько глубоко внедрен в социальную ткань и так глубоко проник в сознание, что люди не удовлетворенные нынешним положением не готовы менять его самостоятельно. Они лишь готовы найти нового хозяина.
Для того чтобы акционизм возымел нужный эффект, а не воскрешал в умах людей мысли о новом мессии, необходимо дождаться совершеннолетия, о котором говорил Кант. Не того которое приходит в паспортном столе или с датой в календаре, а некого ментального совершеннолетия, перечеркивающее патерналистское мышление, но которое за всю жизнь может так и не настигнуть человека.
Акционисткая критика состоит не только в дискредитации государства и различных его элементов, а также в критике современного человека. Акционизм пропагандирует свободного человека, который преодолевает себя и борется, отвоевывает у государства право на свою жизнь, опровергает все нормы и смыслы, навязанные обществом. Государство конструирует общественное болото, состоящее из привычек, мнимого комфортного выживания, социальных гарантий и веры в собственное бессилие. Павленский предлагает отличную от господствующей мировоззренческую парадигму, с которой общество еще не знает, что делать. Единственное преодоление себя возможное сейчас это взгляд на него как нового, хоть и не похожего на прежних, идола, которого пытаются установить на старые постаменты.
КомментироватьВ категории: Позиция, тези: акционизм, герои, героизация, кумиры, Павленский
Подписка:
RSS, твиттер:
@NihilistLi