Игорю Олиневичу 31 год

Sep 23, 2014 08:52

Игорю Олиневичу 31 год в НИГИЛИСТ.
Дмитрий Окрест



24 сентября 2014 года у белорусского политзаключенного Игоря Олиневича день рождения - 31 год. Это четвертый день рождения за решеткой.

«Каждый должен задать себе вопрос: «Готов ли я сесть в тюрьму?». Кто не может однозначно ответить, пусть отойдёт в сторону и тихонько живёт своей жизнью»,

- пишет Олиневич в своей книге «Еду в Магадан».

Автобиография политзаключенного Игоря Олиневича составлена из писем на волю его матери. Это инсайд от того, кто вкусил экстрим в жерновах репрессивной машины. Как, например, в свое время Шаламов и Солженицын.

В ноябре 2010 года Игорь Олиневич был задержан в Москве по подозрению в организации атаки на российское посольство в Минске, которая произошла в августе того же года. В мае 2011 года был приговорен к 8 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Спустя два года выходит книга - письма, дневниковые записи, размышления и статьи о том, что происходит с ним и что происходит с нами. Рассматривая карту, можно уверенно утверждать, что колымская столица где-то далеко на задворках. Увы, Магадан ближе, чем когда-либо. «Болотное дело» и «Анатомия протеста» - новые для отечественного зрителя процессы, через которые уже прошли белорусы.

Братская республика известна Лукашенко, но богата она и теми, кто готов противиться диктатору. Каждая глава - как этап понимания

устройства жизни за решеткой: арест в результате предательства друзей, круглосуточные допросы и уговоры к сотрудничеству. И наконец-то, кульминация книги - процесс, где судья в сговоре с прокурором, перебивает адвокатов, а бывшие товарищи в страхе признаются во всех смертных. Результат - приговор в восемь лет.

“Суд - это блеф, спектакль. Он никогда не видит нестыковок и нарушений. Процесс давно превратился в рутину. Судья не хочет идти против течения, ведь всё уже готово, разжёвано и подано на блюдце”,

- предупреждает оппозиционер.

С далекой Москвой героя книги связывают тонкие нити. Он обвиняется в организации шествия у здания Минобороны в Минске и нападению на российское посольство. Эта радикальная акция, как позже объяснят анархисты, была выражением сочувствия незаконно задержанному по «Химкинскому делу» Алексею Гаскарову. Сейчас Гаскаров вновь смотрит на мир сквозь решетку - он признали виновным в избиении полицейского на разрешенном митинге 6 мая 2012 года на Болотной. Антифашисты назовут демонстрацию знаком солидарности с защитниками Химкинского леса и конкретно журналистом Михаилом Бекетовым. «Еду в Магадан» - словно инструкция по выживанию в застенках.

Оставив в стороне радикальный посыл акций, в которых обвиняют Олиневича (но в которых он не признался даже по пытками!), вернемся к самой книге. Здесь и психологическая игра со следователем, и налаживание сотрудничества с соседями по камере, и постоянные шмоны от прячущих лица омоновцев. Скука и оторванность от мира являются главными врагами заключенных.

«Письма - коварная штука! Каратели, фильтруя поток писем, могут создавать ложное впечатление о действительном отношении людей к тебе. Пишут несколько людей, но пропустят только одного. И начинает казаться, что тебя подзабыли. Разум тысячу раз твердит, что это - подстава, но червячок сомнения-то точит» - предостерегает Олиневич - Каждое послание со словами поддержки оказалось бесценным. Слова будоражили память, не позволяли карателям лепить из меня слепое послушное чучело».

На глазах автора разворачивается борьба против фальсификации выборов президента, когда СИЗО наполняют новые арестанты. На страницах книги быт перемешан с философскими беседами, портреты узников - с детальным описанием издевательств надсмотрщиков, житейские истории - с политической кухней лидеров оппозиции, оказавшихся на соседних нарах. «Еду в Магадан” завершается приговором Левиафану под названием Республика Беларусь со стороны того, кто каждый день убеждается в своей правоте. И вместо послесловия - рекомендации о том, как вести себя на допросе. Словно пожелание читателям избежать подобной участи.

Поздравить Игоря Олиневича с Днём Рождения через сайт Анархического Чёрного Креста

Комментировать
В категории: Позиция, тези: анархисты, Беларусь, Дмитрий Окрест, Игорь Олиневич, политзаключенные

Подписка: RSS, твиттер: @NihilistLi

анархисты, Игорь Олиневич, Беларусь, политзаключенные, Дмитрий Окрест

Previous post Next post
Up