Надо учесть, что сам текст (по ссылке ниже) записывался в спешке и едва ли не под диктовку, опечатки (местами даже орфографические ошибки) остались не вычищенными, интонации - разговорными. Большое спасибо
motimatik'у, который взял на себя труд сделать более гладкий дайджест.
Оригинал взят у
motimatik в
Проблемы России: Власть и Наука (статья академика Новикова)
Сергей Петрович Новиков, 1938 г.р., математик, академик РАН, сын академика Петра Сергеевича Новикова. Защитил докторскую диссертацию в 27 лет и стал член-корром в 28 лет. Первый советский математик, удостоившийся Филдсовской премии (1970 год). Заведует кафедрой Высшей геометрии и топологии на мех-мате МГУ им. М.В.Ломоносова и отделом геометрии и топологии в Математической институте им. В.А.Стеклова РАН, главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау РАН.
Статья С.П.Новикова "Проблемы России: Власть и Наука" публикуется с сокращениями. Полный текст в
pdf.
---
Ливанов учился в провинциальных выселках института Ландау - на кафедре теорфизики в Институте Стали. Конечно, он не сдавал широкий курс физики по схеме Ландау, как студенты Физтеха в Институте Ландау, изучив только тему Варламова, но начала квантовой механики несомненно понял хорошо. Судя по отзывам общавшихся с ним физиков, другие разделы физики он не знает.
<...>
Гигантское самомнение на фоне плохого знания о других и убогого общенаучного мышления - основа менталитета немалого количества средних узкопрофильных докторов и кандидатов наук с эгоцентричным устройством мозга, особенно физиков. Наличие высших авторитетов они никогда не признают.
<...>
Давайте обсудим Америку, ее опыт. Он очень ценен. Эта великая страна не может наладить хорошего школьного и высшего образования младших курсов. Вместо этого они свозят со всего мира в градуированное обучение (то есть, последние 2-3 курса плюс аспирантура) самых лучших. Погрузив их в университетах в среду ученых и инженеров, из них и создается научно-техническая элита. Там все реализуется через университеты. НИИ тоже при университетах. Так что совместители работают, как правило, и на факультете, и в НИИ, в том же университете. Такой статус имеют не все профессора, а лишь те, чьи исследования оцениваются выше. Педагогическая нагрузка у совместителей меньше. Сагдеев и я - примеры.
Научные школы там на самом деле есть, конечно, без этого не воспитаешь настоящих специалистов. Но в отличие от таких стран, как Англия или Россия, в США имеется общественная тенденция об этом не говорить, избегать терминов типа ”А является учеником Б”. По-видимому, это им кажется более демократичным, менее коррумпированным, если такие связи хотя бы на словах не подчеркиваются.
<...>
Потом с конца 1960х-начала 1970х аспирантуру академии прикрыли почти до нуля по идеологическим мотивам - здесь, дескать, не воспитывают. Все аспиранты должны учиться в университетах, где воспитывают правильную идеологию. Общежитие аспирантов Академии постепенно превратилось во что-то странное, а затем - во вьетнамский бордель, уже задолго до распада СССР. Глупо винить в этом сегодняшнюю академию.
Кстати, разгром МГУ осуществлял Удальцов, предок нынешнего псевдодиссидента. Его перебросили позднее в МГИМО, благодарная Партия присвоила чему-то название ”Улица Удальцова” после смерти этого борца с интеллигенцией.
<...>
Все основные инженеры на стройках 30х годов - иностранцы. Лишь недавно я узнал, что метро проектировали английские инженеры, про Магнитку и ГАЗ все знали и раньше. Много потом взяли с Запада, скопировали у союзников, привезли после войны из Германии. Обучили много своих, наконец. Так что все валить в одну кучу глупо.
<...>
Понять Ливанова можно - уже став начальником, он захотел стать член-кором. Его не выбрали, и в ответ на его претензии физики дали понять, что в его области физики много специалистов лучше него. Это забавно - плохо у нас с наукой или нет, но в его области, электронной теории металлов,- их немало, и они лучше Ливанова.
<...>
Несомненно, надо бороться с коррупцией в образовании, надо вестернизовать форму. Но содержание тоже неплохо обсудить: Болонка возникла как нежелание масс учиться, как следствие жажды сократить интенсивность обучения. Это я знаю от западных ученых, они крайне огорчены, стараются бороться. Что поделаешь, у нас тоже не хотят учиться. Таков 21 век. К концу 20 века человечеству надоело учиться. У нас это датируется точно - знаменитой песней Пугачевой около 1980 года: в расцвете сил, красоты голоса и внешности она пела про обучение математике и физике: ”То ли еще будет ой-ей-ей” - и 4 человека-барбоса ей подвывали.
<...>
Болонка по Ливанову с враждой в отношении ученых Академии напоминает австралийского солдата, который после войны вернулся на
родные Соломоновы острова. Он открыл односельчанам, что побывал в стране, где живут их предки. Страна называется Европой. Там предки делают карго и шлют им, но злые белые духи (Академия?) не пропускают. Он изучил, как все делать, и они будут делать это здесь. Под его руководством они сделали модель самолета с правильной раскраской, вывели его на поле и правильно произнесли все заклятия. А он почему-то не летит. Это и есть уровень реформ Ливанова, но европейские заклятия не придадут жизни лишенным компетентности объектам образования, а деньги съедят.
<...>
Сельское хозяйство в СССР было худшее в мире, большевики сразу с 17 года повели за ним охоту на уничтожение. Сельхознауку взял за глотку Лысенко в 1948 году: спасаясь от охоты на него со стороны семьи Ждановых, он обещал чудеса и временно выиграл, но был снят разочаровавшимся Сталиным в 1952м. Однако, спустя пару лет победивший Хрущев восстановил полностью господство Лысенко. За 10 лет он добил сельхознауку и биологию. Включая образование.
<...>
Обратимся теперь к главному - к Российской Академии Наук (РАН).
Мировой уровень достижений признавался за Математикой (вместе с Механикой), Физикой, Химией и частью Техники. В русскоязычной Лингвистике, Археологии, Этнографии и Истории нашей страны, конечно, были и есть достойные люди. Да и нигде, кроме нас, эти русские области не развивались на том же уровне понимания - это все наше. Любопытно наблюдать глубину непонимания России и русского в западной цивилизации. Этот слой несомненно уважается интеллигентным обществом.
Отдельные мат.экономисты и биологи тоже украшали горизонт, но в целом наши экономисты, юристы, марксистские историки, политологи и философы не пользовались уважением в мировом и нашем научном сообществе. Их просто считали собаками режима.
<...>
После избрания академиком Фоменко посадили в МГУ на место Колмогорова. Мех-мат МГУ с тех пор погибает. Кто из главных математиков воспрепятствовал включению псевдоисторической чуши в материалы Комиссии по Лженауке? Неоднократно задавался вопрос: почему она там не поминается? Кто ее защищает? Какой вид коррупции за этим лежит, спрошу я? Это любопытно.
<...>
Химики тоже отличились в истории с Петриком. Ее все знают, мотивы тоже общеизвестны. Они лизали ж... начальству, боялись и одновременно ждали финансовых льгот. Как показывают сегодняшние события реформы, они были более правы, чем разоблачители-физики, в оценке будущего.
<...>
Но в отношении крупнейших ученых старейшего возраста, отдавших жизнь России, ее обороноспособности и другим фундаментальным нуждам, на школах которых и сейчас держатся остатки всего - это грубое хамство. Россия за него дорого заплатит, конечно, но это не останавливает наших российских хунвейбинов.
Впрочем, может быть, только и ждали ухода того поколения?