Герои дней подмены

Oct 26, 2015 16:56

Еще накануне форума написал свое мнение по поводу бардов, оно вышло в "Литературной России" (№ 37 от 23 октября). В последнем абзаце упомянул про дом-музей Павла Васильева в Павлодаре, сейчас благодаря Форуму молодых писателей в Звенигороде (не-Липках) проблема получила продолжение и развитие, надеюсь, что музей удастся отстоять.




Как всегда, читаем статью в моем блоге:

ГЕРОИ ДНЕЙ ПОДМЕНЫ

В прошлом номере «Литературной России» (№ 36 от 16 октября 2015) зашёл разговор о бардах, договорились до того, что предложили изучать их творчество в школах, только критик Вячеслав Лютый пытался оспорить значимость этого явления. Безусловно, бардовская песня - это часть нашей культуры, но культуры низовой, китчевой, тянуть её в школы просто смешно. Появление авторской песни связано с Великой Отечественной войной, вернее, с невозможностью писать стихи после Освенцима, гитара помогала преодолеть этот психологический барьер, когда не самые сильные вроде бы стихи с помощью музыки проникали в искалеченное войной сознание.

Первым полноценным бардом можно считать Михаила Анчарова, это был добротный советский поэт, прошедший войну, ему было что сказать и без гитары, но он всё-таки решил подстраховаться, используя музыку в качестве подпорок. Тем не менее, как большого поэта его никто не воспринимал, если не ошибаюсь, при его жизни не вышло ни одного сборника его стихотворений. Анчаров начал активно использовать исполнительские театральные маски, именно он первым стал петь песни от лица, например, танка «Т-34» или психа из больницы имени Ганнушкина, то есть делать то, чем позднее прославился Высоцкий. Вообще, Высоцкий ободрал Анчарова, как липку, просто заимствуя многие сюжеты его песен, сделал это он, правда, виртуозно, в своей неподражаемой артистической манере, да и версификатором он был более искусным, чем Анчаров, разделив, впрочем, издательскую судьбу последнего, при его жизни его стихи были востребованы гораздо меньше, чем песни.

Более хитрым был Окуджава, он вступил на стезю авторской песни, имея уже за спиной поэтический сборник, пусть и изданный в Калуге, потом его сборники выходили регулярно. Из Окуджавы мог бы выйти талантливый стихотворец, но он взялся за гитару, что и погубило его как поэта, многое из написанного Окуджавой на бумаге - сегодня читать просто не возможно. Не звучи его песни в советских кинофильмах, сегодня бы об Окуджаве никто не вспомнил. Да и этическая составляющая его творчества - очень сомнительна, человек в стихах предлагал «на любовь своё сердце настроить», а на деле - призывал к кровавой расправе над людьми, поддержавшими Белый дом в октябре 1993 года, требовал ограничения свободы печати, закрытия неугодных Ельцину газет и журналов. Зная об этом, в сюсюканье окуджавовских песен сегодня просто не верится.

Визбор вообще не был поэтом, он писал тексты песен. Посмотрите, как он изуродовал стихотворение Ярослава Смелякова «Если я заболею»:

Не больничным от вас
Ухожу я, друзья, коридором,
Ухожу я, товарищи,
Сказочным Млечным путём.

Это советская агитка, лубок, настоящий поэт так с хорошими стихами не поступит. Песни его поют ныне уже вымирающие туристы, ну и пусть поют, кто ж против. Слава Богу, родственники Визбора и создатели, недавно установленной памятной доски, не стали писать на ней, что Визбор - поэт, написали просто: бард, актёр, журналист, и правильно сделали, пусть в памяти людской он останется тем, кем и был.

От творчества Галича в истории литературы останется, пожалуй, только стихотворение «Памяти Пастернака», но это, скорее, заслуга Пастернака, а не Галича. Остальных и обсуждать бессмысленно. В этом году, правда, попытались легитимизировать бардовское движение, вручив премию «Поэт» Юлию Киму за политические заслуги. Однако такое наглое проталкивание китчевой культуры вызвало негодование даже прошлых лауреатов премии - Александра Кушнера и Евгения Рейна, вышедших в знак протеста из жюри премии. Причём никто из поддержавших это вручение так и не объяснил, за какие поэтические заслуги Киму полагается эта награда. Вышло потом, правда, несколько заказных статей, например Алисы Ганиевой, мало чего смыслящей в поэзии, в поддержку этого решения, где самым главным аргументом было то, что песни Кима слушал весь Советский Союз, ну и что, а следующее поколение вместо «О, Рио, Рио» напевало «Чао, бамбино», это не показатель.

Было, правда, такое интересное явление, как «Заозёрная школа», которое больше внимания уделяло поэтической, а не песенной составляющей в своём творчестве, но оно ещё не достаточно изучено, и в школах о нём говорить пока ещё рано.

Так что преподавать в школах, собственно, и нечего - несколько стихотворений Высоцкого, Окуджавы, одно стихотворение Галича - упомянуть можно, остальных и приплетать не стоит. У нас, помимо бардов, достаточно русских поэтов советского времени, почти не изучаемых в школе, тот же Ярослав Смеляков, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Борис Примеров, список можно продолжить.

Что касается увековечения памяти, ничего плохого в этом нет, тот же Визбор, думаю, памятную доску заслужил, но доводить ситуацию до абсурда, когда в каждом городе, где выступал Окуджава, пытаются открыть музей его имени, тоже не нужно. Литераторов должно беспокоить другое, вот, например, в Павлодаре дом-музей Павла Васильева планируют сделать филиалом Музея литературы и искусства имени Бухар-жырау. Казахи бьют тревогу, музей в результате такой оптимизации может погибнуть, и где наши литераторы? Они предпочитают размышлять о мнимых величинах, вроде бардов. Если бы речь шла об оптимизации музея Окуджавы, в его защиту сразу бы выступил хотя бы Дмитрий Быков, а Павел Васильев, получается, никому не нужен. Значимость Васильева осознают казахи, а в России об этом молчат, мол, это не наше дело, нам бы бардов в школы пристроить, молчит и Министерство культуры, хотя это его прямая обязанность - защищать интересы русской культуры. Так и происходит культурная подмена, забалтывание проблем, навязывание мнимых величин, сдача позиций русской культуры во всём мире, нынешняя Нобелевка - не в счёт, она, наоборот, подтверждает, что сегодня торжествуют «герои дней подмены». Нужно понимать, что вслед за сдачей национальной культуры следует и утрата национальной идентичности, поскольку бардами - Голливуд не перешибёшь.

Оригинал статьи здесь: http://www.litrossia.ru/item/8308-prodolzhaem-blits-opros

ЛитРоссия, барды, белентрясы

Previous post Next post
Up