Посетил я фестиваль "Книги России", который проводился в этом году на Красной площади. Пошел я в последний день фестиваля - 28 июня, в воскресенье, поэтому практически никаких медиа-фигур не застал. На главной сцене Андрей Дементьев дочитывал стихи, разумеется, про флейту, на которой гениально играет другой, что для меня хуже незрелой хурмы, а вот тетушки постбальзаковского возраста были рады и после окончания сего действа устремились на стенд издательства "Эксмо" на автограф-сессию любимого поэта.
Йога добралась до Красной площади раньше чем книги
Вообще "Эксмо" на фестивале представило себя во всей красе - под его продукцию был отведен чуть ли не целый модуль художественной литературы, хотя литературой это заурядное чтиво, которым и так завалены все магазины, можно назвать с натяжкой. Отдавать столько места литературе подобного рода, это все равно, что на Неделе высокой моды представлять китайские тряпки. Помнится, в прошлые годы "Эксмо" и другие крупные издательства игнорировали фестиваль "Книги России", типа это не наш формат, вот Московская международная выставка-ярмарка - это да, но теперь, как не застолбить себе место на Красной площади.
В то же время на все 85 регионов России был отведен такой же точно модуль, какой примерно оккупировало "Эксмо". Всего, как признался мне один из провинциальных издателей, получилось по 90 см выставочной площади на регион - таково истинное положение литературы в нынешней культурной политике. Между тем модуль региональной литературы был, пожалуй, наиболее интересен. Расскажу немного о стендах регионов, обращал внимание в первую очередь на регионы с литературой которых я более-менее знаком.
На стенде Курской области можно было купить 5-томники Евгения Носова и Константина Воробьева, также был представлен сборник "Современная поэзия и проза Соловьиного края", полистал, знакомых имен молодых курских поэтов не нашел, в Курске еще издается библиотечка курской поэзии, книги из которой были представлены на выставке, тексты довольно заурядные, что-то из 60-х годов.
Приморский край представляло издательство "Рубеж", издающее одноименный литературный альманах. Издательство по российским меркам незаурядное, печатающее литературу восточной ветви русской эмиграции и классику литературы Дальнего Востока, о которой в читающей России как-то позабыли, помнят разве что "Дерсу Узала" Арсеньева. Я приобрел на стенде издательства 2-томник Арсения Несмелова. Вообще ситуация с книгоизданием на Дальнем Востоке аховая, огромная часть России фактически осталась без литературной подпитки, чтобы посчитать количество издательств хватит пальцев одной руки, исключение составляет только Якутия, где издателей поддерживают на республиканском уровне. Стенд Якутии на выставке выглядел довольно представительно - много книг на якутском, в том числе детские звучащие азбуки.
Неплохо был представлен Крым, несколько издательств приехали на фестиваль, в основном из Симферополя, среди книг - путеводители, много краеведческой литературы, цены примерно среднероссийские. Родной Вологодской области я не нашел, была только вывеска, на ее месте торговали представители Ивановской области, сказали, что вологжане уже уехали - так что непонятно, то ли все продали, то ли торговля шла из рук вон плохо, поэтому решили до конца фестиваля не оставаться.
На большой сцене шла дискуссия о новаторстве в литературе, Игорь Волгин договорился до того, что назвал последним новаторским романом на русском языке "Братья Карамазовы", впрочем, ему как исследователю творчества Достоевского это простительно. Остальные сошлись на Венечке Ерофееве, а после него, по мнению участников дискуссии, новаторских романов не было. А потом разошелся Юрий Арабов, сказал, что сейчас писатели лишены социального статуса и никому не интересны, вот если бы он разделся догола и приколотил себя на Красной площади, тогда бы о нем заговорили. А по-моему, нынешние писатели - заложники мифических представлений о положении писателя в обществе и совершенно забывают тот факт, что литература в наши дни совершенно утратила информационную функцию, раньше книги читали, чтобы узнать о том, о чем не пишут в газетах и не говорят по телевидению, теперь для этих целей есть интернет.
На площадке "Библиотека" шла дискуссия о библиотечной деятельности, ее вел Борис Куприянов. Рассказали, что будут строить новое здание для "Ленинки" на территории новой Москвы, куда переедет часть фондов, это печально, поскольку доступность их уменьшится в разы, как показывает опыт отдела периодики, который находится в Химках.
В целом на выставке было тесновато к прилавкам некоторых издательств было не прорваться, это при том, что размеры Красной площади позволяют установить большее число павильонов, тем более что значительную часть площади отдали про ларьки с фастфудом, который особой популярностью не пользовался. Хотелось бы, чтобы фестиваль с Красной площади все-таки не уходил, а замечания к организации были учтены, чтобы сцены и павильоны были устроены без этого дебильного минимализма, когда даже перед большой сценой не смогли натянуть тент для зрителей, согласитесь, слушать выступления писателей под дождем - не очень-то приятно. Ну и подбор выступающих тоже должен быть скорректирован.