Александр Еременко: "Матрос котенка не обидит"

Nov 25, 2013 15:50

Приобрел последнее собрание стихотворений поэта Александра Еременко "Матрос котенка не обидит", изданное магазином "Фаланстер".



К сожалению, ничего принципиально нового любители этого поэта в этой книге для себя не откроют. Интересно прочитать биографию поэта и старые интервью с ним. Новых стихов в книге почти нет, да они и не интересны. Об этом сам автор расскажет дальше.

Я одно время общался с Викторычем, так он попросил его называть, между собой мы называли его "дядей Сашей". Он выходил на Патриаршие в своем плаще, как герой булгаковского романа. Всегда пил портвейн "777", мог выпить и водки, но его от нее мутило. Много он рассказывал интересных историй, но я все позабыл. Помню, как он показывал нам отметины пуль, оставшиеся на ларьке возле кафе "Аист" во время одной из разборок 90-х, свидетелем которой он был.

Помню и другой случай, когда Еременко рассказывал нам что-то сидя на лавочке на Патриарших. Он увлекся и начал чертить что-то на земле рукой, тогда кто-то из нас предложил ему для этих целей ключ, на это он сказал: "Не надо, а то я землю открою".

Еще у меня есть практически самиздатовская книжка с его автографом, где напечатана поэма "Мастер по ремонту крокодилов". Хотя на самом деле никакая это не поэма, а объединенные в последствии в поэму несколько довольно известных стихотворений Еременко, снабженные общей легендой.

Вот несколько историй из автобиографии Еременко:

Двоюродные братья
"Кстати, актер Николай Еременко-старший доводится мне ни много ни мало двоюродным братом. Но это мы, сибирская моя родня, потом выяснили, сопоставив факты".

О Бродском
"Учился я на заочном, а на заочном можно было москвичам посещать дневные творческие семинары, и я ходил к Михайлову. Потом мне пришлось надолго бросить институт по странной причине: у меня был по котельной приятель, Саша, мы вместе работали, и он мне как-то дал почитать пару оккультных и буддийских книг. Я в это дело сразу въехал. Один раз он мне приволок классический труд по дзен-буддизму, «Основы дзен-буддизма» Тэйтаро Судзуки. Он знал, что я учусь в Литинституте. И как-то спросил: а кто, на твой взгляд, лучший поэт, ну, из русскоязычных, современных. Я говорю, на мой вкус - Бродский, а сам думаю, откуда ему знать. А он вдруг достает из кармана книгу «Остановка в пустыне» Бродского. Впору чокнуться точно или заболеть бытовым мистицизмом".

Научный коммунизм в Литинституте
"Не окончил я институт по очень смешной причине. Там сначала защищается диплом, а потом сдаются госэкзамены. Диплом я защитил на «отлично», а на госах я получил два балла по научному коммунизму. Я все пытался взять себя в руки, брал эту книгу - думаю, надо подготовиться, но это же схоластика полнейшая, первую страницу я осиливал, а дальше… Перед экзаменом мне приятель дал почитать книгу «Социализм» Шафаревича, друга Солженицына. Книга уникальная - социализм там рассматривается как глобальная система в философском смысле, обсуждается множество вещей там… Мне достался вопрос дикий: «Социалистический образ жизни». Ну вот что можно сказать? Ну и постепенно меня на Шафаревича понесло, я рассказывал о социалистическом образе жизни с точки зрения Шафаревича и приводил такие примеры… Они просто покивали, и все. Потом объявляют: одну двойку получила девочка из Татарстана, одну - девочка из Дагестана и я, не самый глупый, продвинутый ученик. Так мое образование и закончилось".

О знакомстве с Парщиковым и Ждановым
"С Парщиковым мы попали в один семинар - у него не хватало рабочего стажа, и ему как-то удалось договориться, что он будет ходить на семинар к Михайлову, а на следующий год поступит, и он так и сделал. Парщиков познакомил меня со Ждановым. Жданов учился на журфаке МГУ, какой-то у него получился там конфликт, и он уехал к себе на родину, он тоже с Алтая. Там он получил высшее образование. Парщиков дал мне его стихи почитать - таких стихов я, конечно, не читал: так, как Жданов и Парщиков, никто не писал тогда. Мы договорились с Иваном встретиться в Тушине напротив кинотеатра «Метеор», подъезжает автобус. По его стихам я представлял себе субтильного мальчика в очочках, а тут смотрю - стоит такой под два метра апачи с обветренной рожей. Поздоровались, то да се, я ему говорю: сейчас поедем ко мне на Яна Райниса - а он мне показывает на буксующее (снегу - невпроворот) колесо автобуса и говорит: слушай, а как ты думаешь, доедет это колесо до Яна Райниса? Я говорю - да доедет, доедет, не понял с ходу, что так начинаются «Мертвые души». С тех пор и пошла наша творческая дружба..."

О концептуалистах
"С концептуалистами я общался, в основном с Рубинштейном. С Приговым мы вместе выступали часто, уже без всяких полемик, так - пригласят, выступим. К их творчеству я отношусь спокойно, без особого пиетета, но и не так, чтобы я его как-то отрицал. Пригова, конечно, надо слушать, читать его бессмысленно".

Кризис
"У профессиональных литераторов бывают такие периоды, когда они ничего не пишут, они называют это «кризис». Я в свое время перестал не только активно печататься, но даже и писать. Некоторое время назад вышла подборка моих стихов в «Знамени», и какой-то парнишка написал отзыв, что типа лучше бы и не было этой публикации - не знаю, что он имел в виду, чтобы мой образ сохранить светлый или что я деградировал в этих стихах… А у меня такое было - ну не пишется и не пишется, у меня и так много зависимостей, почему я должен так зависеть, чуть ли не убиваться, от собственных способностей? В последнее время я пишу не так много, как раньше. Пишу такие стишки, которые кто-то может воспринять и как хулиганские. Сейчас у меня много незаконченных стихотворений".

Полностью автобиографию Еременко можно почитать в "стенгазете": http://www.colta.ru/articles/literature/1132

Иван Жданов, Литинститут, книги, концептуалисты, Александр Еременко, Бродский, Парщиков

Previous post Next post
Up