В среду мне посчастливилось посетить с мужем мероприятие проходившее во дворце Олимпия на Литейном 14. Мероприятие мне было не нужно и не интересно, я ходила осмотреть здание. Интерес мой был вызван тем, что в здании установлены витражи А.М. Натаревича, человека, с именем которого связано возрождение витражной школы Ленинграда-Петербурга.
Само здание на углу Литейного проспекта и Фурштадской улицы было построено архитектором А.И. Низовцевым для княгини В.В. Долгоруковой в 1843-44 годах.
Здание - одно из первых каменных особняков в этой части города. Честно говоря, других домов этого архитектора я не знаю. Здание было построено в эпоху смены классицизма на эклектику, поэтому использованы классические элементы (ордер, наличники, сандрики), так и итальянского ренессанса (нависающие крупные машикули, поэтажные членения). Архитектор водрузил здание на высокий подвал и украсил окнами с полуциркульными завершениями и балконом.
Княгиня Варвара Васильевна Долгорукова (1816-1866) известна своим колоссальным богатством, происходит из древнего рода Долгоруковых, её отец, Василий Васильевич Долгоруков - егермейстер, обер-шталмейстер в правление Николая I. Именно её муж, Владимир Андреевич Долгоруков, будущий московский генерал-губернатор, стал прототипом главного героя романа Акунина и одноимённого фильма «Статский советник». Долгоруковы, видимо, здесь пожить не успели и уже в конце сороковых годов они продали дом князю Борису Дмитриевичу Голицину - внуку княгини Натальи Петровны Голициной. Именно той Голициной, прототипа старой графини из «Пиковой Дамы» А.С. Пушкина.
По проекту архитектора Е.И. Ферри де Пиньи для Голицина были сделаны перестройки. Дом стал известен, как дом Голициных, и молва сразу разнесла, что здесь жила та самая Пиковая дама.
С 1873 - дом князя А.И. Шаховского. Архитектор А.А. Бравура - интерьеры, оформление парадной лестницы. Затем, в разное время, особняком владели министр иностранных дел К.В.Нессельроде, князь И.А. Шаховской, купец первой гильдии А.Д. Иванов. В начале XX в. домом владел сановник Любимов. На литературных вечерах в салоне его жены часто бывал писатель А. И. Куприн.
В 1913 году некто Александр Сорокин содержал в этом здании 2-й столичный аукционный зал. Во время блокады здание было частично разрушено. За разрушением последовал комплексный капитальный ремонт, в процессе которого окончательно была утрачена уникальная внутренняя отделка особняка - росписи, лепка, дубовые потолки, плафоны, узорчатые паркеты. Честно говоря, я так и не поняла, сохранилась ли при перестройке лестница с зеркалом или нет. Интернет говорит разное. После восстановления, в здании были коммунальные квартиры. С середины 1980-х здание было расселено и заброшено. Так оно
выглядело в 1977 году. Была фотография 1985 года, но теперь я её найти не могу.
Теперь к изначальной теме моего рассказа. Реставрация полуразрушенного особняка началась в 1992 году, а на его открытии присутствовал даже потомок владельцев дворца - князь Дмитрий Шаховской. С конца 1990-х и до 2009 года здесь располагалось одно из самых известных казино города - «Олимпия», входившее в холдинг «Конти Групп» Михаила Мирилашвили. Когда игорный бизнес в России полностью запретили, то здесь стали проводить различные мероприятия, концерты, банкеты и т.п.
Но, то ли здание было сдано под казино в аренду, то ли продано за дорого после перепланировки. В начале 1990-х годов реконструкцией здания занялась фирма "Тройка" Штальман". Что это за фирма, я так и не смогла узнать. Говорят, что им же принадлежал(ил) Стокман на углу Невского и Восстания. За правдивость информации поручиться не могу. Цель реконструкции - создать многофункциональные залы для различных мероприятий.
Работа была поручена архитектору
В.Ловкачёву и витражисту А. Натаревичу. Архитектор специализировался на постройке ТРК. Было принято решение создать конструкцию, которая несла бы огромный стеклянный купол с витражём по периметру и люстрой, которую предлагалось закупить. Насколько я понимаю, так как во "дворце на Литейном" залов и помещений много, то для купола и основной многофункциональной сцены был перекрыт внутренний двор особняка. Не знаю, как сейчас, а на момент середины 1990-х годов 50-метровый витражной купол был самым большим в Питере и, скорее всего, самым большим в стране.у нас в городе, я думаю, до сих пор.
Круглый зал со сценой и ярусами уходит зрительно вверх, где расположен стеклянный плафон, сделанный из полупрозрачного стекла. Первоначально над ним было серой питерское небо и предполагалась игра естественного освещения. По задумке художников фриз вокруг люстры был посвящён водной стихии, играющей такой значение для символики Петербурга. Фриз разбит на группы, которые отделены друг от друга и, при внимательном рассмотрении хорошо читаются.
Центральная группа - колесница Нептуна с морскими конями.
Купол основан на рёбрах жёстности, которые держат 3 части: кольцо-фриз, сферический свод и выпуклую чашу с "жемчужиной" в её центре. Нептун с морскими чудищами движется по кольцу, средняя зона разделена на "арки". Они создают иллюзию дополнительной опоры свода. Лучи свинцовой пакци создают дополнительный звёздный узор. Здесь нужно отметить "находку" Натаревича, когда конструктивная необходимость приобретает и художественную красоту.
Первоначальный авторский замысел с естественным освещением просуществовал недолго. Не знаю, с чем это связано, но стеклянный потолок, который никак не виден снаружи здания, был чем-то дополнительно перекрыт. Даже небольшой эффект естественного освещения пропал окончательно. Остался свет электрический, но, видимо, в таких объёмах это - дорогое удовольствие и нынешние владельцу здания (не знаю, кто; помещение за эти 30 лет сменило несколько хозяев, даже несколько лет стояло закрытым; последняя перепродажа состоялась в феврале 2024 года).
Из-за этого витраж почти не заметен и очень трудно читается. И с этим связано крайне плохое качество моих фотографий. Прошу меня за это простить. Завтра я выложу несколько фотографий из альбома А.М. Натаревича, чтобы вы смогли увидеть, как оно должно выглядеть. Дополню парой фотографий из интернета, которых, увы, не много.
И да, конечно, интересен вопрос сохранности и дальнейшей эксплуатации. Здание очень давно находится в частных руках. И, из-за многочисленных утрат и перестроек у него нет охранного статуса. Нет справедливо - фасад типовой, интерьер новодельный от слова "совсем". Но а дальше то что? Пройдёт ещё 30 лет и все спохватятся. Или нет, так как не знает никто?
П.С.: нашла информацию, что здание таки включено в перечень ВЫЯВЛЕННЫХ объектов культурного наследия. То есть за ним немного бдят. Но бдят известно как. И этот статус у нас носит очень странный, промежуточный, характер, постоянным и полноценным может и не стать.
Продолжение следует. Ещё раз прошу прощения за качество фоток.