Aug 02, 2009 22:41
Мы съездили в деревню для разнообразия другим путем. Обычно через Стерлитамак и Стерлибашево, а тут через Чишмы, Раевку и Киргиз-Миаки. Дорога понравилась - качественная, мало загруженная. Нашим мамам взбрело в голову... в общем, они решили искупаться в (оказывается) известном по республике источнике якобы святой воды. В Миакинском районе, рядом деревня Сергеевка. Гора Нарыс Тау. Там есть источник, плюс несколько нетрадиционных для местного населения захоронений в гробницах. Легенда - источник забил на месте погребения паломника (да еще якобы и в серебряном гробу), возвращавшегося из Мекки, но заболевшего и умершего в пути. Умер он святым, само собой, - он же из Мекки возвращался. Не то, чтобы мамы относились этому со всей серьезностью, нет, они критиковали, к примеру, серебряный гроб - мол, мусульман в гробах не хоронят. Но окунаться в воду пошли. А было не слишком жарко. Я провела это время с бОльшей пользой - подрыхла на покрывале возле машины. По дороге нам попадались офигенные места (а фотик мы забыли), но источник, по живописности окрестностей, не сильно нас впечатлил, я бы второй раз точно не поехала. Добраться дотуда можно только по устным указаниям дороги местными. Популярность при этом чувствуется - машин десять у ограды стояло и новые посетители постоянно прибывали. И приезжали очень даже издалека. Не то, чтобы все прибывшие были сумасшедшие. Один дюртюлинец сказал, что местный, указывавший ему дорогу плевался - мол, невестка выкупалась в источнике в жару и теперь лежит в больнице с воспалением. То есть для большинства это все-таки просто достопримечательность (имхо, далеко не лучшая в башкирии, даже наш солкын чишмэ в тыщу раз красивее).
Я старалась держать свой воинствующий агностицизм при себе, но это плохо получалось. Мне не хотелось мыть святой водой даже руки - зачем, если я только что вытерла их влажной салфеткой. Мамы вовсю прикалывались "а мы вот вымыли священной водой руки и у нас теперь священные руки, мы будем есть ими священную еду", - "простите, что оскверняю ваше священное общество".
Больше всего меня разочаровало отсутствие коммерции. Я думала, хоть какая-нибудь бабушка из деревни будет продавать там паломникам вкусные пироги, потому что жрать хотелось неимоверно. Но фиг. Коммерцией там не пахло. Возможно, блаженно всем улыбавшаяся смотрительница музея купальни получала от кого-то хаир, но наши, к примеру, не давали. Я подумала - значит, для кого-то организация всей этой шумихи - не деньги, а хуй знает что. Они что, серьезно? От этого даже как-то грустно.
Если бы я захотела спорить с энтузиастами святой воды, мне было бы неинтересно спорить о научных основах. Мне все равно, может ли вода сохранять и передавать информацию об умерших святых. Мне важна этическая ценность этой, так называемой, святости. Почему я должна считать святым обычного религиозного туриста? Люди по-разному прикалываются - одни катаются на сноубордах, другие ходят пешком в Мекку. Некоторым не повезло - и они умерли в дороге, разве эта заслуга может сравниться с изобретением пенецилина, можно только пожалеть... А все-таки, как же народу все-таки скучно, если они толпой по проселочной дороге приезжают на заурядный родник смотреть. Говорю же, наш Солкын Чишмэ в тыщу раз красивее. И инфраструктура лучше - его с асфальтовой дороги издалека видно. Не хватает легенды...