Оригинал взят у
v_impaler в
Exit Project, 8 января, клуб "Мастерская"В последний вечер долгих выходных московская группа Exit Project давала свой последний на ближайшие полгода, а то и больше, концерт, приуроченный к выходу нового студийного альбома "Сон через мост". Основной автор альбома, гитарист и басист Олег Смирнов буквально на следующий день после концерта уезжает на полугодичную стажировку в Штаты, и без него, видимо, деятельность группы на время приостановится. А концертный "Экзит" - слишком хорошая команда, чтобы отпускать ее просто так, не попрощавшись.
Стоя на цыпочках где-то у входа в битком набитый клуб "Мастерская" - фэнов набралось сотня-полторы, и люди продолжали приходить даже в середине концерта! - вспомнился давнишний диспут между директором Exit Project Валерием Мифодовским и лидером некоей ныне забытой группы, игравшей русский рок.
Приверженец свободного распространения информации Мифодовский и его оппонент, адепт "старого доброго" шоу-бизнеса, поспорили, кто из них раньше соберет клуб "Точка" - "Экзиты", приверженцы движения FreeMusic, или та, другая группа, имя которой я всё никак не могу вспомнить. История всё расставила по своим местам, но как-то странно - свободная музыка победила в планетарном масштабе, но вряд ли благодаря усилиям FreeMusic, Мифодовский изобрел 3plet - новый формат альбома для мобильников, клуб "Точка" закрылся, а критерии аншлага в клубе с начала 2000-х изрядно понизились, и эта сотня с небольшим человек воспринимается как нереальная победа. Хотя что там, победа и есть.
Хотя бы потому, что благодаря такой, может, не гигантской, но стабильной аудитории Exit Project смогли перейти с уровня борьбы за существование на уровень спокойного творческого развития. В этой команде собрались опытные и одаренные инструменталисты, каждый из которых (может, кроме Смирнова) параллельно "пашет" в нескольких других проектах, но при этом их заинтересованность в Exit Project несомненна. Это и барабанщик Биг, он же Владимир Глушко, единственный в мире человек, на фоне которого Пэт Мастелотто кажется маленьким - участник "Лакочи", Personal Exit, экс-Move Red Objects... Это скрипачка Маша Логофет - невероятное множество групп от Goats Notes до "Адриана и Александра". Это перкуссионист Джон Кукарямба - от "Рады и Терновника" до всего на свете. Это саксофонист и трубач Олег Маряхин (Tinavie, Safety Magic, Инна Желанная, Jazzator). Наконец, саксофонист и перкуссионист Кирилл Паренчук (группа "Ре", "Лавренчукки" и мн.др.). Наконец, на заметном месте в глубине сцены - Его Величество Ноутбук, из которого в этот вечер извлекалась часть ударных партий и разного рода речевые вставки. Старожил же группы Олег Смирнов в данной ее ипостаси играет на бас-гитаре.
Если же вам это перечисление послужных списков показалось утомительным и малоинформативным, могу просто подытожить: участники Exit Project имеют каждый за плечами богатую карьеру в жанрах, преимущественно связанных с этно-роком и фьюжном, как экспериментальных, так и весьма доступных для слушателя. В самой же группе всегда имела большое значение электронная составляющая, Exit всегда оказывались своими на трансовых фестивалях, и, фактически, можно говорить о двух ипостасях команды - студийной электронной и концертной этно-фьюжновой. Вот и сейчас оказалось, что новый альбом "Сон через мост" живьем представлен лишь одной композицией, а основу программы составляет материал, известный как "Color Splashes" (он издан на диске "Live Splashes"). Плюс кавер-версия - еврейская тема из репертуара Джона Зорна "Meholalot", в которой Кукарямба кричал в экстазе "Ершалаим!" и другие слова на непонятных наречиях.
Кукарямба в нынешнем Exit Project - один из двух центров, двух персонажей на авансцене. Танцующий, всплескивающий руками, поющий вокализы и бормочущий на неясных языках, вооруженный целым арсеналом перкуссионных штучек и электронным дивайсом-шумогенератором. Второй центр -скрипачка Маша Логофет. Она тоже танцует, играет на скрипке смычком и пиццикато, изредка переключается на клавишные. А еще Маша в нынешних "Экзитах" - один из авторов музыки, наряду с Смирновым и Бигом, "спрятавшихся" где-то в глубине. Хотя по отношению к барабанщику слово "спрятаться" вряд ли может быть применимо - кто видел его хоть раз, поймет!
За годы знакомства с группой ее состав, внешняя форма музыки менялась чуть ли не до неузнаваемости, но суть оставалась той же. Это вечный поиск золотой середины, идеального баланса - между "интеллектуальностью" и доступностью, ясностью и пестротой красок, живой и электронной составляющей... Может ли музыка, чья сквозная тема - духовное пробуждение (см. аннотацию к альбому "Сон через мост"), быть при этом легкой, ненавязчивой, даже танцевальной? А почему бы и нет? Потому что больше сотен "слов о вечном" может быть то мгновенное ощущение радости, которое дает удачно сыгранная фраза, красивая тема, удачная аранжировка... Чувство вкуса не дает Exit Project превратить свое творчество в этно-дискотеку, хотя по "драматургии" вещей они ближе к электронным, чем к фьюжновым - просто парад ярких тем и замедления, моменты релаксации... В любой момент можно отвлечься на какой-нибудь разговор, а вернувшись к музыке, включиться обратно, словно ничего не пропустил. С другой стороны, и нелюбителям танцев заскучать Exit Project не дадут - их музыка очень насыщенна, и кажущаяся свобода оборачивается продуманностью до малейших деталей.
И, что очень важно, музыканты до сих пор не устали от самих себя. Спустя столько лет их музыка по-прежнему в процессе роста - да что там говорить, к некоторым вещам еще не придуманы окончательные названия! Биг за своей ударной установкой, как заправский конферансье, общается с залом, как с компанией добрых друзей, шутит, даже традиционное вызывание на бис становится объектом доброй шутки... "А вот сейчас мы уходим... но мы не будем через вас уходить, чтобы не причинять вам неудобства... просто представьте, как вы тут аплодируете, кричите это слово на "Б" из трех букв, и вот мы наконец возвращаемся обратно! И вы кричите - "БИС!" И мы внезапно вспоминаем, что есть еще одна вещь, которую мы шесть лет как не играли, а тут вдруг вспомнили, и решаем ее для вас сыграть!" Тут уж сердца всех тают, а желающие получить автограф осаждают героя вечера еще добрых полчаса после концерта.
Потыренный со сцены сет-лист: 122/61, Intro, Walk, Meholalot (John Zorn), 6/8, Ghost Hotel, New Breath, Color Splashes, Inner Monster, Trio.
Заинтересовавшимся:
http://vk.com/exit_projecthttp://exitproject.org/albums/son-cherished-most/http://exitproject.org/albums/livesplashes/ И спасибо Бигу за вписку и внезапное приглашение - сам я едва не прозевал концерт! Особенно шанс велик был прозевать, когда я случайно вместо "Мастерской" пришел к клубу "Гоголь". Но там из-за дверей звучало что-то совсем тяжкое, и, к счастью, два клуба находятся близко и я пропустил всего песню, а то и меньше. :)