Очень рекомендую прекрасную статью Николая Константиновича Гаврюшина
Четверть века прошло со дня кончины одного из известнейших православных богословов XX века протопресвитера Александра Шмемана (13.12.1983). Что представляет собой его творчество - «посягательство на устои», апофеоз «розового христианства» или трезвую, искреннюю оценку реального состояния религиозно-общественной жизни и собственного пастырского пути? В своей статье профессор МДА Н.К.Гаврюшин делает попытку раскрыть внутренние мотивы богословских построений Шмемана и дать ответы на вопросы, которые они вызывают.
Читать «Исторический путь Православия» вполне мог бы выиграть открытый конкурс на лучший учебник по общей церковной истории.
Когда я поступал в ПСТГУ, я прочитал прежде всего именно «Исторический путь Православия» и очень удивился, узнав, что для поступления были нужны какие-то странные книжки не первой давности, чуть ли не с ером и ять, и, признаться, туповатые в сравнении с «Историческим путем». Еще больше меня удивило, когда один из ведущих преподавателей кафедры литургики (скажем так) настаивал на том, чтобы студенты изучали Литургическое предание не по Шмеману - зачем ориентироваться на уровень ниже плинтуса, когда можно и нужно поднимать студентов до уровня восприятия Шмемана? С другой стороны, мы Шмемана все-таки читали, в том числе в оригинале, по-английски. Почему же церковная школа сегодня снова съезжает на схоластические рельсы? Неужели мы, живя в 21 веке, все еще не готовы к несхоластической школе?