Церковное пение

Nov 12, 2009 15:26

(О художественном языке канонической церковной музыки)
Третья редакция.

«Наши напевы творятся по иным законам, нежели у тех, кто чужд нашей премудрости… Безыскусственный напев сплетается с Божественным словом ради того, чтобы само звучание и движение голоса изъяснило скрытый смысл, стоящий за словами, каков бы он ни был» - писал свт. Григорий Нисский.»

У каждого направления в музыке есть свой набор выразительных средств, свой язык. В знаменном распеве он один, в европейской классической музыке другой, в византийском церковном пении третий и т.д. У тех песнопений, которые являются строго каноничными, независимо от того, знаменный ли это распев, партес (двух-, трех-, четырехголосные песнопения) также есть определенные общие черты.

Этот язык радикально отличается от того, которым пользуются академические хоры, исполняющие концертные произведения (в храме ли, или на сцене).

Вот что пишут опытные московские регенты: «Язык церковного обихода глубоко отличен от языка светской музыки, прекрасного, изящного, тонкого, но чуждого духу молитвы. Поэтому в храме нельзя просто красиво, искусно петь, поэтому и подавляющее большинство композиторских «духовных сочинений» не могут быть приняты как богослужебные*»
(Из книги: Королева Т.И., Перелешина В.Ю. Регентское мастерство. Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2009.)

(Как случилось так, что появились музыкальные произведения другого плана, не канонические - отдельная тема. Отметим лишь, что присущие им эмоциональность и натурализм музыкального языка были переняты из западноевропейского искусства.)

Основные отличия художественного языка канонического церковного пения заключаются
- в том, как звучит слово;
- какие исполнительские приемы используются;
- какое соотносятся мелодия и текст.

«Богослужение - это словесная служба, и в ней главное не эмоциональная окраска текста, а его смысл. В светском академическом пении слову тоже придается большое значение, оно аффективно, насыщенно эмоциями, служит передаче образа. Церковное слово также не лишено эмоциональности и соединяет в себе душевное и духовное, но последнее в нем абсолютно преобладает. Оно не бесчувственно, но бесстрастно. Поэтому слово в богослужении не может иметь чувственной, натуралистичной трактовки.»
(там же)

Хороший пример, показывающий это принципиальное различие - как поются слова ангелы, ангельские чины. Пытается ли хор передать образ ангела - умилительный (рождественский ангел с крылышками, трогательный ангел-хранитель из детской раскраски) или грозный (как пламень огненный)? Или происходит нечто другое?**

Для канонического пения важно исполнить песнопение как целое, а не выделить в нем какие-то отдельные слова для создания определенного образа. Точно так же служба воспринимается (и исполняется) как целое. Законченное целое. Церковный хор не может выделять, исполнять эффектно, выпукло, выводить на передний план определенные песнопения (концертные "номера"). Хотя, безусловно, в службе присутствует структура, чин, и разные песнопения занимают в ней различное положение. Есть "вершины", к которым мы постепенно приходим (об этом писал отец Александр Шмеман). Например, Великое славословие в составе Всенощного бдения.

Точно так же невозможны в каноническом церковном пении и любимые светскими хорами подъемы и спады (crescendo, diminuendo).

В церковной традиции существуют свои средства акцентировки, это прежде всего распев, чередуемый с речитативом: как правило распевается начало и конец фраз, там где стоят наиболее важные, ключевые слова (или словосочетания: "Животе бессмертный"). Это также высота и долгота слогов в речитативных фрагментах.

Что же касается мелодии, то в песнопениях светского характера она часто является самодовлеющей. Связь ее со словами условна. И даже можно петь совсем разные (по стилю и жанру) песнопения на одну и ту же мелодию ***. В канонических песнопениях распев строится по другим законам, он не навевает какого-либо настроения, не создает какой-либо чувственный образ.
И, в результате, слова могут быть раскрыты намного глубже, полнее, чем это возможно при исполнении авторской музыки. Во многих церковных песнопениях есть удивительное совпадение, соответствие слов и мелодии (особенно в знаменном распеве).****
Разумеется, все это бывает только при умелом исполнении. Например, настоятель может запретить хору петь концерные вещи, но умение петь гласы (и уж тем более, песнопения знаменного распева) от одного этого не появится - примеров более, чем достаточно. Больше, чем хотелось бы.
Так было и с тем хором, где я сам начинал петь - запрет на концерты был, а умения так и не появилось, хотя прошло уже почти двадцать лет.

-----
Примечания.

* Примечание 1. Авторы упомянутой книги делают следующее замечание: «Однако здесь следует иметь в виду, что ряд авторских сочинений - например, «Вечери Твоея» А.Ф. Львова, Херувимская №7 Д.С. Бортнянского, «Покаяния отверзи ми двери» А.Л. Веделя - настолько прочно вошли в богослужебную практику некоторых общин, что ... составляют «местный обиход» храма. Замена их иными песнопениями, обиходными, строго каноничными, вызывает у прихожан ощущение «несостоявшегося праздника»; ясно, что регенту, руководящему хором в таком приходе, нужно бережно отнестись к сложившейся традиции, даже если сам он воспитан иначе.
Однако бытование такой практики все же не уничтожает разницы между традиционным церковным и «художественным» пением.» (там же).
Многие песнопения, за исключением совсем уж концертных вещей (таких как "Покаяние" А.Л. Веделя) можно исполнить в храме более скромно, чем в концертном зале. Но тогда придется и другие песнопения подбирать по характеру, что является довольно непростой задачей, если мы хотим сохранить молитву, а не вконец ее разрушить.

** Примечание 2. Возьмите, к примеру, Милость мира Д.Христова. Есть настроение, есть яркие, натуралистичные образы. "Исполнь небо и земля" - хроматический ход в мелодии 1 голоса изображает полет. "И молимтися Боже наш" - музыкальными средствами рисуется образ патетической молитвы - только сложенных на груди ладоней не хватает для полноты картины.

*** Примечание 3. Существует много красивых сочинений, которые приятно слушать и петь. Но отношение мелодии к словам в них бывает или весьма спорное, или их совпадение вообще условно. Иногда на некоторые мелодии просто хочется спеть другое песнопение.

**** Примечание 4. Т.е. мелодия в канонических песнопениях помогает раскрыть замысел его автора. Больше того. Слушаешь знакомые песнопения - и вдруг для тебя открывается что-то новое, о чем ты не задумывался раньше. (И часто это именно то, что тебе необходимо сейчас, в данный момент, что позволяет тебе по другому посмотреть на самого себя, отношения с близкими и дальними, на свою работу и многое другое.)
2009 г.

церковное пение, нецерковное, молитва, церковное, концертный подход

Previous post Next post
Up
[]