Если ты исповедуешься, скажем, раз в неделю, рано или поздно наступает такой момент, когда сказать нечего. А откровение помыслов в миру вещь неприемлемая по разным причинам, да и сама эта практика не есть, собственно, таинство исповеди.
Что делать? Вот, как, например, бывает:
Совет в помощь кающемуся.
если тебе нечего сказать на исповеди, а священник смотрит на тебя, как будто ты очень виноват, что стоишь перед ним и чего-то еще хочешь от него,- скажи ему, (у нас так принято говорить)
"Батюшка, благословитие разделить с Вами радость евхаристического общения."
(взято из журнала
miron0908)
Совет замечательный, особенно учитывая тенденцию превращения исповеди из таинства, в котором человек получает исцеление от грехов, в средство осознания собственной греховности.
Вообще, нужно сказать, что у нас вера и благочестие очень часто понимаются в сугубо психологическом ключе: настроение, настрой, внутреннее состояние, помысл. А молитва вырождается в поиск определенных душевных состояний (по большей части приятных, комфортных, что и понятно), иначе говоря, в своего рода психотехнику. И не только молитва, но и исповедь и многое другое. Происходит, собственно, подмена духовного душевным.
И, кроме того, существуют разные подходы к литургической жизни. Есть практика частого причащения (в соответствии с древними канонами, когда человек, пропустивший три воскресных Литургии считался отпавшим о Церкви) и редкого причащения (в большие посты и реже). Но, к сожалению, не все способны понимать людей, которые считают по-другому, чем они сами, без того чтобы кричать "анафема!" тем, кто не вписывается в их "правильные" представления.
Мне рассказывали даже о случаях, когда священник запрещал причащаться людям в паломничестве, тогда как они не имели возможности для "стандартной", "правильной" подготовки (хотя паломничество само по себе уже определенный труд).