Последнее время у меня складывается довольно стойкое впечатление от всенощных, да и, пожалуй, вообще от служб в московском регионе. Говоря "в московском", я в глубине души надеюсь, что есть на Руси такое место, где всё течет по-другому, хотя и понимаю, что такая надежда дело весьма наивное. Суть в том, что как бы четко и внятно не читался канон дня
(
Read more... )
Только я бы разделил разговоры, шум и т.п. дисциплинарные непорядки и невосприятие службы предстоящими. Может быть и тихо, но при этом... Обратного, правда,, не бывает.
С разговорами/хождениями при желании священства бороться не тяжело. Один батюшка рассказывал как в его молодости некий священник мог на елеоопомазании помазать отличившейся бабушке рот за разговоры, что было большим позором. А из менее радикальных мер-просто обращение священника с амвона к людям с увещанием стоять/сидеть молча. Если это от священника исходит и неоднократно, то это действенно. Без участия священства-это, конечно, неосуществимо. Но я знаю храмы, где очень тихо, хотя, отчасти, потому, что пусто.
А для понимания службы, кроме общенародного пения, много сделало бы, мне кажется, чтение жития святого/ поучения на тему празднуемого события на каноне. Например, по 3й песни (по 6й уже поздновато). Или в 2 приема-по 3й, и по 6й.
Еще-отказ от лимита времени на службу. Большая она должна быть, хоть и не затянутая, поскольку только тогда она будет не скомканная. Кому тяжело-пусть уйдет пораньше или приходит попозже. Чтение с повторениями тропарей тоже не просто так задумано. Повторять тропари надо, они так лучше воспринимаются. И служба не должна быть затянута за счет "концертов" вместо простого "Господи помилуй". Если затягивается, то за счет чтения. Если хору делать нечего, то уместны стихиры с канонархом, особенно, если канонарх разборчиво и громко возглашает.
Чтение иногда бывает разборчивое, но без нормальной смысловой разбивки текста-так ничего не воспринимается, хотя слова понятны... Но тут просто вышкол нужен, живая традиция.
А чтоб культурный уровень поднять надо больше разговаривать... Беседы с литературными примерами, рекомендации почитать книгу/посмотреть фильм... Но разве 100-200 лет все были такие просвещенные и начитанные? А 500-600 лет назад? Были и начитанные. Были и культурные. Но были и те, кто читали часы наизусть, не умея читать. Какой здесь порог? Может, для некоторых надо использовать методику начальных классов-сначала выучи стишок, а потом поймешь... Главное-стишки учить хорошо.
Но здесь больше от священства все зависит, чем от клироса. Хотя клирос-это передовой отряд. Если на клиросе шумят, то можно и в храме, а если на клиросе вдруг внимать начнут, то это может быть заразно :)
Reply
Да, да, да.
Я, правда, не сторонник особо жесткой дисциплины)) Просто шум, разговоры, хождения туда-сюда это показатель того, что клирос живет своей жизнью, а народ своей. Как-то так.
Reply
Leave a comment