За что мы почитаем новомучеников?

Feb 05, 2017 22:04

Чаще всего приходится слышать: они сохранили веру, продолжали служить в Церкви, проповедовать христианство. Это неверно. Священник Александр Мазырин однажды сказал в проповеди примерно следующее: "в чем отличие мучеников 20 века от мучеников первых веков? В том, что преследователи не требовали от них отречения от веры. Требовали совсем другого: признай, что ты против власти, выдай сообщников, либо согласись на сотрудничество и т.д." (Цитирую по памяти). Поэтому критерием для комиссии по канонизации было непризнание вины в ходе следствия. Если человек говорил "нет, я не противник советской власти", а его осуждали, то значит он страдал без вины, - так же, как первые русские святые, Борис и Глеб.
Нужно помнить, что репрессии в целом были продолжением гражданской войны. И в гонениях на Церковь виноваты те, кто гражданскую войну разжигал, но при этом страдали не только они сами, страдали ни в чем неповинные люди.
Об этом слишком редко говорят, а ведь это очень важный момент: если основной замысел советского строя был в целом правильный, и вина за конфликт власти и официальной Церкви лежит на разжигателях гражданской войны, то диалог между сторонниками советского строя (читайте: большинством народа) и "официальным православием" возможен. В противном случае ни диалог и, тем более, миссионерство невозможны. Миссионерство не совместимо с отрицанием основных жизненных ценностей людей, к которым обращена проповедь.

русская история, русские святые

Previous post Next post
Up