Одно из моих самых сильных впечатлений от Франции.
Может быть, потому, что ничего особенного от этого музея я не ждала. Но когда мы туда вошли - у нас челюсти повыпадали. И мы поняли, что очутились в совершенно другом мире…
Точно могу сказать - фотографии не могут передать невероятно наэлектризованной атмосферы, которой наполнено пространство музея . Они не могут передать той феноменальной энергетики, того колдовства, которое просто таки прет от каждого экспоната - от его сакральной сущности, помноженной на многолетнюю, и даже многовековую историю, в течении который все эти идолы, тотемы, ритуальные маски, священные и ужасные лики были объектом поклонения и жертвоприношения… Наверное, их магия и сила немного поубавились за те десятилетия, что они были «не у дел», но они все еще «живые», они все помнят и они не утратили своего могущества. Я первый раз в жизни так явственно ощутила одухотворенность тотема - при том, что эта сила зачастую носила отнюдь не добрый или позитивный характер. Скорее наоборот… и мурашки по коже иногда точно пробегали, и порой было как-то очень не по себе…
И еще стало понятно: все классическое европейское искусство, весь модерн 20 века, включая Пикассо/Матисса/Дали и тд - это просто бледная тень по сравнению с традиционным искусством все той же Полинезии. Эти босоногие ребята, не умевшие ни читать, ни писать, все давно сказали - и так СКАЗАЛИ, что превзойти их уже невозможно. Это так называемое «примитивное искусство» - самый что ни на есть крутой авангард, который и не снился ни Европе, ни Америке. Это - безусловный, абсолютный, стопроцентный, чистейший ФОРМАЛИЗМ, доведенный до идеальных пропорций и ритмов. К которому европейское искусство только-только подобралось в начале прошлого века…
Эйфелева башня из окна музея - получился очень футуристичный эффект от сетчатой пленки на окнах:
Внешний вид музея - кубизм и минимализм: