14 июля 2010 год. День четвертый.
Спидометр 37 762 км.
GPS навигатор 1410 км.
Общее время движения 29:08 часов.
Средняя скорость 48,8 км/час.
Просыпаться в 7 утра становится привычно, в это время уже начинает пригревать солнышко и в палатке становится душно. Завтракаем кашей быстрого приготовления, приготовленной на молоке, заодно замечаем течь антифриза, ослаб хомут верхнего патрубка на термостате. Пока я заносил записи в бортовой журнал, Настя обнаружила нашего не прошенного ночного гостя, мелкого проказника, который нагнал на нас ночью столько жути. Паук пал смертью глупых под натиском спящих тел. Бездыханное тело фаланга было обнаружено на том месте, где стояла палатка.
Нарушитель вечернего спокойствия
Вот так выглядел наш импровизированный молниеотвод на фоне Аральского моря.
Часам к 12 дня делаем попытку пробиться к водам Южного Аральского моря. После трех часов петляний и накатанных около 100 километров вдоль берега бросаем машину и идем к воде. Хорошо, что не поехали, под ногами жидко, машина здесь могла утонуть, хоть и ездили по берегу на травленных колесах. Прошли километра полтора и вот оно, долгожданное МОРЕ!!! С моря дует ветер, принося прохладный соленый воздух. Радости сначала не было предела, но потом начало наступать разочарование. Берег напоминает болото и воняет он сероводородом с примесью запаха болота и тухлой рыбой. Нашагав вдоль берега пару километров окончательно разочаровываемся, здесь искупаться нам не светит, разворачиваемся и идем к машине. Я в надежде на искупаться пошел в тапках и это было моей ошибкой. По дороге от моря к машине проткнул тапок и получил занозу в виде настоящего бревна. Хорошо, что в кармане с собой был нож, им палки из ноги и извлекали.
Надежда на купание в водах Аральского моря.
Навигатор сообщает, что мы в воде, хотя до воды мы шли еще минут 10.
Берега Арала.
На горизонте виднеется автомобиль, до него еще пару километров. В этой траве я проткнул ногу, после чего получил небольшое загноение.
По пути к машине Михаил решил набрать домой частичку моря. В уже выпитую полторашку набрали лежавшей на поверхности соли. Погрузились и в дорогу, точнее в горку. Подъем достаточно крутой, выехали сразу, остановившись на вершине, на ровной площадке поднять давление в шинах, из которых стравливали воздух до кило, что бы безопасно, не боясь что машина забуксует, когда катались по прибрежным барханам, прососам в земле и болотцам. Кстати, стравленные колеса очень сильно греются.
Морская соль.
Пока искали удобный подъезд к морю, выехали к распильщикам кораблей. Режут усиленно и старательно. Они нам объяснили дорогу к морю, но и там нас ожидало разочарование, в виде болотистого берега.
Общее впечатление от Арала никакое, сглаживает только красоты обрывистых берегов. Отъезжая от моря достаем остатки огурцов. Это было классно, есть огурцы вприкуску с губами. Откусываешь огурец, сразу же облизываешь губы, и наслаждаешься солеными огурцами. Воздух настолько просолен, что продукты можно не солить.
Даже верблюды преклоняли перед нами колени.
На дороге мы часто встречали подобных птенцов.
Берега Арала покрыты слоем соли.
Часов в семь вечера добрались до Бозоя. Попытки узнать, где в поселке есть гостиница однозначного результата не дали. Мало того, что на нас смотрели как то озлобленно, плюс ко всему мы поняли, что в поселке гостиницы нет, а есть какая то женщина, которая вроде как пускает к себе. Начали искать, по пути нам встретился пограничник, правда форма у него немного не парадная была, майка, шорты и тапки. Но это не помешало ему представиться (имя я не упомнил) и показать свое служебное удостоверение. Спросив у нас кто мы такие, откуда и куда движемся, предупредил, чтобы ближе 30 км мы к границе с Узбекистаном не приближались, иначе у нас могут быть очень крупные неприятности, вплоть до конфискации ТС. Как вариант, необходимо следить за красными сигнальными огнями на вышках, установленных вдоль границы. После небольшой беседы, он любезно поведал, что в поселке все же есть приличная гостиница и предложил проводить до нее, прыгнув в проезжающий мимо 469-ый крикнул, чтоб ехали за ним.
Гостиница, расположенная на втором этаже обветшавшей двухэтажки, похожа на общежитие, в котором сдают койко-места. Койка в сутки стоит 2 000 тенге с человека. Есть общая кухня, ванна с душем и стиральная машинка автомат. Туалет и душ на этаже и во дворе. Довольно не плохо сделан ремонт, комнаты светлые и чистые. Свободных мест в гостинице было очень мало, в основном в гостинице жили командировочные москвичи, парни из Актау и Петропавловска, которые занимаются ремонтом и реконструкцией газоперекачивающей станцией, самым крупным в поселке местом предоставляющим рабочие места, там трудится аж 150 человек.
Пограничник предупредил, лучше из гостиницы без особой нужды не высовывайтесь и машину загоните сразу во двор, местные народ дикой, любит выпить и подебоширить, тоже самое подтвердил хозяин гостиницы, которого местные не жалуют, потому что не местный.
Добравшись до гостиницы, решили в ней не ночевать, лишь отмыться, покушать, пополнить запасы воды и топлива. Еще опасались за сохранность автомобиля, уж очень диковинным он был для тех краев.
О технике: в Бозое практически все ездят на УАЗах: козлах (469, 3151х) и буханках (452, 2206, 3309 и пр.). Правда нами было замечено парочка сюрфов, но и те видимо были приобретены хозяевами для понта.
Население Бозоя, примерно 10 000 человек, в основном занято разведение скота, пропиванием и проеданием заработанных средств. Со слов хозяина гостиницы, приехавшего из Шалкара развивать в Бозое бизнес в ауле официально работает 150 человек на ГПС, остальные бухают и каждодневно жрут мясо. При этом на фоне массовой безработицы никто не желает трудиться, даже на ремонт гостиницы рабочих приходится возить из Актюбинска и Шалкара.
В Бозое из связи только Билайн, Актив нервно пытался найти следы связи. В экспедицию мы брали USB модем от актива, ни о каком онлайне и возможности прогрузить карты местности уже не могло быть и речи. Вот вам и современные технологии. Вообще интернет достаточно хорошо работал только в Уральске и в Актюбинске, во всех остальных населенных пунктах, которые мы прошли на территории Казахстана скорость была в час по чайной ложке с постоянными срывами и зависаниями.
Отмывшись в гостиничном душе, расположенном во дворе, пополнив запасы воды воспользовались кухней. Перекусив на дорогу, расплачиваемся и выдвигаемся к заправке. На заправках, а их тут пару штук только бензин марки 80. Деваться некуда, прикупили 40 литров.
По пути следования в баках закончился бензин, начали заправляться из канистр. Бензин, прикупленный еще в Шалкаре отдаленно напоминает солярку, так же противно воняет и не испаряется на жаре, хотя машина на нем едет. Для интереса и слива мусора из канистры Михаил выплеснул остатки на дорогу. Это пойло загорелось с третьей спички, при этом еще пришлось землю сгрести в кучку. Горит, каким- то черным едким дымом и оставляет на земле зеленый след. Придя в недоумение, заливает в бак присадку для повышения октанового числа, любезно предоставленное нашим спонсором Liqui Moly, катаясь по Узбекистану, мы при каждой заправке добавляли присадку, потому как там редко нам попадался бензин с октановым числом выше 90.
Из Бозоя выехали около десяти вечера. Сначала было желание заночевать в степи, но потом одумались, повлияли жуткие россказни о пауках и змеях, а также об отсутствии врачей в Бозое и близлежащих поселках. Решились ехать до Бейнеу, пока прохладно. Дорога пухляк (очень мелкая пыль от разбитых дорог), УАЗ тонет не меньше чем в барханах. Местами колея настолько глубокая, что цепляем мостами, а пару раз и вовсе бампером поднимали мерзкую, противную пыль, накрывающую машину с головой.
Указателей в степи нет, поэтому шли по навигатору, подключенному к ноутбуку, отслеживая свой путь по заранее прогруженным снимкам местности на Google Earth.
Пару раз, по причине моего частого внезапно наваливавшегося сна сбивались с курса, но тут, же возвращались.
Часов в 8 утра добрались благополучно до Бейнеу. Сразу же посыпались звонки из дома с расспросами как наше самочувствие и состояние, не случилось ли чего за дорогу и просьбы скорейшего возвращения.
Остановились в кафе у дяди Леши. Перед заездом к нему выехали на трассу разогнать машину и сдуть лишние килограммы пыли. Шлейф пыли за нами тянулся красивый, но большая часть пыли все равно осталась, пришлось ее, потом еще щеткой сметать. Цвет автомобиля все равно оставался слабо различим.
Поприветствовав дядю Лешу и передав приветы от прошлых экспедиции спешим в душ, дорогу к которому бдит Алабай с милой, ласковой улыбкой, периодически облизываясь на нас. Увести песика хозяину не удалось, собака решила сразу же притвориться спящей, из-за чего нам пришлось пробираться к душу в обход.
Ополоснувшись и позавтракав, заваливаемся, кто спать, а кто писать отчет…
Продолжение после сна!..
Фотоотчет четвертого дня День пятый 15.07.2010 Бейнеу