ну вот про садик наконец-то) не могу уже с этим в голове столько ходить) надоело)))
почти все фото годичной давности, сори. не знаю, что за фигня, но айфон отключается в садике как только я пытаюсь там что-то сфотографировать! уже неделю так)))
но в общем там не многое изменилось за год) так что в общем, все соответствует действительности) качество фото только ужасное, уж простите!)
так) на днях было родительское собрание, в общем, говорят всегда на финском, чтобы всем родителям было удобно и на случай того, если кто-то из родителей не очень по-английски, хотя я такое не встречала. НО для всех не финоговорящих родителей, приглашают переводчика! которые сидит и тебе все переводит.
русские переводчики к слово сказать, ужасные! и это еще мягко сказано. но это не претензия к садику, это претензия к переводчикам) у них на все есть свое мнение. весь перевод проходит под оценкой "ну да это вот фины так, а у нас конечно не так". когда такой был один, я подумала, что это мне просто такой попался, но когда в этот раз уже был третий такой!! в этот раз личная оценка зашкаливала до такой степени, что он говорил: ну это они все одно и то же обсуждают, это неинтересно" !!!!!! но это ладно я что-то увлеклась. я же про садик. просто до сих пор бешусь от этого.
но сама суть что, садик оплачивает переводчика, чтобы я понимала о чем они говорят и могла спросить, если нужно, сам факт этого мне долго не давал покоя, так что я не могла вообще поверить что такое возможно) видимо я уже привыкла и теперь у меня хватает наглости, критиковать переводчиков))))
ну я не помню рассказывала или нет, но напишу.
я поступила в университет и никому не говорила, что у меня вообще-то ребенок есть) чтобы это никак не повлияло, так что в принципе до последнего не знала, как и что тут организовано.
оказалось, что по переезду в Финляндию, после получения социального номера и регистрации в этой их соцсистеме, Луке давалось право на место в садике, в государственном. после того, как я пришла в садик и написала заявку на место, и указала три ближайших садика, в которые мне бы хотелось попасть, ему должны были предоставить место в течение 1 месяца. если в течение месяца не появляется места в этих садиках, то дают в любом другом, может и далеко. но главное дают.
все бумажки в садиках и прочие завки, всегда можно заполнять онлайн. но мне всегда было легче просто придти туда, спросить, мне распечатывали нужную бумажку на месте, я ее заполняла, и садик сам отправлял ее по почте в соцслужбу) все это со мной проделывала либо директор либо ктонибудь из сотрудников. этому я удивляюсь до сих пор)))
за садик я не плачу. 0! в Финляднии система такая. школьное образование бесплатное, дошкольное расчитывается из зарплаты родителей. начинается оплата если зарплата больше 1000евро кажется или 700) я честно не помню.
первые месяцы я не знала, сколько мне скажут платить. и директор тоже не знала, потому что это все происходит вне стен садика. т.е. сотрудники не знают, кто платит и сколько.
через какое-то время мне пришел счет на 295 евро кажется, я испугалась что столько мне и платить... но написано в результате было, что ставка у меня максимальная, потому что я не уведомила их о своих доходах, так что посчитали по-максимуму на всякий случай)
после звонка туда, сказали написать бумажку от руки, что я студент и зарплаты у меня нет, и живу я на свои сбережения и принести эту бумажку в садик, а они ее опять отправят к ним. в общем после этого, каждый месяц мне приходит счет, в котром написано 0!
что еще) для родителей часто устраивают праздники и встречи) в конце дня. выглядит это примерно так:
до 5 лет дети просто в садике) с 7-30 до 5-30, но в 5 уже всех почти забирают.
в 8 начинается завтрак. Лука его пропускает и в 8 мы только из дома выходим, ну только если вдруг у меня не устраивают начало занятий раньше обычного.
а вообще приводить ребенка можно было когда угодно и можно не приводить тоже, а провести с ним день дома. в общем твое право решать как и что)
с 6 лет начинается дошкольная группа. Лука сейчас как раз в ней. и там в 9 звонок. так что лучше не опаздывать))
4 часа они занимаются)
это их ателье. моя любимая комнатка. там есть ВСЁ! краски, клей, бумага, всякие штуковины, так что можно по-моему сделать все что угодно и эти большие окна!!!
спортзал. часто его используют чтобы читать там книжки и спать)
да кстати, в садике нет кроватей и прям комнат где стоят эти кровати. у них есть детские матрасы, которые дети приносят и раскладывают как хотят и так и отдыхают, а потом собирают и команта снова игровая.
на каждую неделю есть расписание для детей и для родителей) когда какие походы, когда занятие, когда что)
это зона была в прошлом году) весь садик поделен на деревни со сложными финскими названиями)
и группа малышей это одна деревня, Лука сейчас в старшей деревне))) в общем) ну и плюс дошкольная группа
каждый год они делают такие вот домики с фотографиями своих семей.
я вот кстати думаю, принести коллаж, где есть папа или уже просто сфоткать нас с ним.
Лука папу не хочет, а я все еще сомневаюсь...
праздники у них очень расслабленные) без зубрежки и показательных прям стрессов. дети готовят веселое выступление, где по большей части они и участники игры, и потом это все показывают родителям, при этом искренне веселясь.
В этом году у Луки началась это дошкольная программа и конечно, у меня был стресс, что да как и надо заниматься и прочее. для этого со мной провели аж отдельную беседу) с переводчиком.
беседа была по большей части нацелена, чтобы снять у меня стресс, и я не перекладывала стресс на ребенка.
философия здесь такая, что дети в 6 лет еще ДЕТИ! и не надо их ничему заставлять учиться. главная задача за этот год, заинтересовать их, и привить мысль, что учиться это интересно и весело.
поэтому они не сидят за учебниками, не учаться специально считать или читать.
они ходят в походы, они устраивают какие-то исследования в садике и сами придумывают себе активности.
каждую неделю у них есть собрание, где они решают вопросы которые их волнуют. детей!
было собрание, где надо было решить какое будет правило, когда и сколько можно приносить свои игрушки из дома.
дети принимали решение сами. сначала решили (конечно) что можно приносить когда угодно и какие угодно) через две недели встретились еще раз и обсудили что получилось. )) новым правилом стало, что приносить можно только одну, но каждый день) потому что "выбирать и нести тяжело)"
и так во всем. они учаться социальной жизни. учаться дружить, учаться принимать решения вместе. и понимать, что их окружение зависит от них самих, что они могут на него влиять.
может для кого-то это мелочи. но для меня это какой-то космос, и я не понимаю, почему кто-то думает, что уметь считать важнее в 5 лет, чем вот такой опыт создания мира вокруг себя.
когда я просила, что ребенок должен уметь, чтобы перейти в 1-й класс, ответ был "заводить друзей, завязывать шнурки и чистить картошку"
смейтесь))) но в общем я теперь понимаю, что это выжимка из всего, но она соответствует правде))
первое - это его способность вести себя в социуме, умение действовать и познавать новое, слушать. если переписать, что я читала в бумажке про дошкольное образование там еще будет: сосредоточенность и терпеливость, доведение работы до конца, принятие правил, смелость и уверенность, способность переживать неудачи, умение действовать вместе, участие в планировании и влияние на среду, идентификация и выражение эмоций.
и в общем этот аспект мне кажется важнее всего в этом возрасте развить в ребенке правильно. математику можно и в 10 лет выучить)
а второе и третье - это бытовые навыки, которые просто говорят о том, что ребенок к школе должен уметь о себе позаботиться сам. в плане приема пищи, одевания/раздевания плюс личная гигиена и умение решать проблемы разного характера)
вот)
никто не говорит, что они не учатся при этом. Лука выучил цифры на финском, потихоньку узнает алфавит местный, знает много про животных и разные интересные факты. и я понимаю, что многое он узнал из их походов, которые просто воспринимаются детьми как приключение,а не как занятия по принуждению
у нас рядом с садиком большой парк через мост, а с другой стороны наш парк тоже.
белок тут немеренно просто. Лука меня уже водил по местам ягодным и грыбным и все рассказывал, как они тут ходили с группой)
ну и садик стоит прямо у моря, так что они часто гуляют и тут.
а так если надо рисовать и писать, что-то, то они все в том же ателье. где можно пофантазировать, если захочется.
меня так радуют их поделки всегда оттуда, они у всех РАЗНЫЕ!!! вообще разные! я просто вспоминаю одинаковых ежиков на полочках в детских садах в москве. и каждый раз радуюсь) ага)
даже непонятной конструкции, которая смутно что-то напоминает) а для луки это космический самолет с тремя турбинами и супер способностями) для меня это сейчас ценнее, тем то, что он научиться лепить по инструкции)
садик наш вон там за деревьями)
а это Лу со своим лучшим другом Аксели, ходил с их папой на рыбалку.
может сегодня пойдут туда же уже с группой) надеюсь рыбу домой не принесут)))
у кого есть кстати, приносят сами свои удочки с собой в садик.
вот) да в школу все дети зачисляются после отправик анкеты за полгода до начала учебного года.
но для всей группы садиковской уже автоматом забронировано место в соседней школе, тоже у моря, так чтобы вся группа была в одном классе. логика в том, чтобы у ребенка был меньше стресс и чтобы друзья оставались вместе.
удивительно, что об этом думает государственная система)))
так что основная идея дошкольного образования здесь, что ребенок есть ребенок и ему надо подольше дать возможность им быть и наслаждаться этим)
читать и писать они будут учиться в 7 лет в школе, а до этого они будут это узнавать, и кто захочет - научится, кто нет - не будет чувствовать себя в отстающих или еще как-то.
но здесь зависит от родителей еще конечно) так что я очень себя сдерживаю, и не параною на тему того, что в россии дети его возраста уже считают и читают и вообще гении)))
я наверное, чего-нибудь забыла, но уже пора выходить))
будут вопросы пишите - отвечу)