Не люблю разговоров о том, что раньше трава была зеленее, вода чище, люди добрее, а Бог лично выгуливал каждого за ручку в песочницу и обратно. Поэтому про прогресс нравственности:
И мешают прогрессу сейчас две категории людей, больше всех говорящие о нравственности: идиоты-политики и религиозные фанатикиМне кажется, возрастающая терпимость внутри нашего вида говорит о том, что нам теперь для выживания человечества нужны другие параметры и характеристики. Про это еще одна ссылка:
Второй урок состоит в том, что сохранение биологического разнообразия - насущная необходимость. Например, некоторые ценные опсины обнаружены у экзотичных одноклеточных организмов, обитающих в соляных озерах среди пустынь. Мы не можем предсказать, какие гены или молекулярные структуры окажутся важны для будущих биотехнологий. Чем больше видов вымирает, тем выше вероятность навсегда лишиться некоторых оригинальных решений. Про детей: мало кто поспорит с тем, что у нынешних детей детство не в пример более благополучное, чем у нас. А у нас - чем у наших родителей. И уж точно у наших родителей лучше чем у их родителей, родившихся в войну, например. Если раньше детские травмы были связаны с потерями родителей, братьев и сестер от голода, болезней и военных действий, то в моем детстве "манная каша была с комочками" и "родители издевались надо мной, ставили на табуретку и заставляли читать перед гостями стихи". Хотя любви в любые времена не хватает, но хотя бы не было экзистенциальных травм с угрозой жизни или целостности личности.
И еще я тут несколько раз уже выслушала про то, что эти все с кашей с комочками и стихами на табуретке с жиру бесятся. Что их травма не настоящая, что их жизнь не била, не трепала. Хочется за них вступиться. Во-первых, страдания по поводу того, что тебя не любят и не видят, вытесняют или постоянно ломают-воспитывают - это совершенно реальные страдания. Они не меньше от того, что симптомами их была каша с комками и музыкальная школа из-под палки. И жизнь они отравляют очень сильно, не хуже потери или голода в детстве. Во-вторых, есть такая штука, как
передача травмы через поколение. Это на мой взгляд очень живое сейчас направление среди нас, внуков и правнуков войны. Как жить в условиях того, что у тебя все хорошо в жизни, а тебе от этого хуже не придумаешь - это про это. Как найти свое место в мире, когда распоследняя собака знает, каким тебе надо быть, а ты сам - нет. Короче, я за толерастию, особенно к себе, своим желаниям, своим проблемам и страданиям, даже если они мизерные и кажутся ерундой не заслуживающей внимания.
Еще кусочек текста про это:
"...на одном из семинаров по НЛП американский психолог Джудит ДеЛозье рассказала интересную историю.
Она, будучи известным психологом, профессионально занимается также культурологией и этнографией (в сфере ее интересов - традиционные культуры, особенно африканская).
В одном из племен Конго живет ее друг - колдун и шаман Мамбе. Когда она приезжает, они подолгу беседуют о жизни и смерти, времени и пространстве... Мамбе считается мудрецом, и к нему обращаются за советом самые разные люди из самых разных племен. Во время одной из бесед Мамбе спросил: «Джудит, скажи, пожалуйста, чем, по большому счету, отличается культура Европы и Америки от нашей культуры?»
И она, глубоко понимая это различие, ответила: «В вашей, традиционной, культуре люди делают то, что они хотят делать. По этому принципу построены и ваши законы. В нашей культуре иначе. Чаще всего, человек хочет одного, а делает совершенно другое. И наши законы запрещают многие вещи».
Мамбе очень удивился и попросил рассказать подробнее. Джудит стала приводить различные примеры из многих сфер жизни. Например, человек с детства мечтает стать артистом, а учится на инженера. Женщина любит одного мужчину, а выходит замуж за другого.
Удивление Мамбе нарастало, и через некоторое время он сказал: «Стоп, Джудит, я, кажется, понял, о чем ты говоришь. Отец мне рассказывал, что лет пятьдесят назад в соседнем племени жил такой человек.» Потом Мамбе внимательно посмотрел на ДеЛозье и с тревогой воскликнул: «Только ты, Джудит, так никогда не делай! Болеть будешь!»
Представитель традиционной культуры не мог понять - это как можно не следовать своим естественным желаниям. А человеку нашей культуры трудно следовать своим желаниям и ощущениям. Ведь это требует одного - умения слушать и понимать язык своего тела, своей физиологии.
Но дело в том, что вся система западного образования, воспитания, вся идеология направлены на то, чтобы человек успешно функционировал в «цивилизованном» обществе, был послушен и подконтролен ему. Для этого, говоря образно, достаточно иметь также голову, а тело выполняет своеобразную роль «подставки для головы» - и не более того."
Из книги "Структурная психосоматика" (А.Минченков)