Когда мне было 17, после окончания первого курса, летом поехала к подруге на Мальту. Там нас позвали на ужин к одной семье. Вечер был у бассейна с шикарным столом, за которым собралось немало важных людей этой крошечной страны. Это были родственники родителей мужа подруги, и по большей части годившиеся мне в родители и даже в бабушки и дедушки. Как вдруг заговорили о второй мировой.
Все закончилось тем, что подруга меня оттаскивала от мальтийской аристократии, которая не могла понять почему я так занервничала. Мне было 17, и я первый раз в своей жизни услышала, что СССР в войне принимала лишь опосредованное участие. Рядышком были, помогли приблизить победу.
Меня трясло, я сыпала цифрами и датами. Я их хорошо знала - при поступлении сдавала Историю Отечества, и сдала ее на отлично. Но кроме истории Отечества, я неплохо знала мировую историю, поэтому, как оказалось, лучше оппонентов могла оперировать датами и битвами (европейскими), о которых они не знали. Не было тогда смартфонов под рукой - сейчас, конечно, разговор был бы короче.
Мальта пережила многое за войну, и вокруг острова все дно усыпано самолетами, утонувшими в ходе боев. В одну из церквей Мальты прилетела бомба и не взорвалась. До сих пор остов ее лежит в храме, как реликвия. Случилось чудо - город собрался в костеле, а бомба не сдетонирована. Мальта действительно пострадала, и там было много боев. Память острова о войне сильна, и я считаю это правильным. Но это своя память.
Эта память не знает, что в обороне Москвы участвовали все одноклассники моей бабушки. Они закончили школу в 1941 году и все пошли на фронт. Не вернулся ни один из ребят. Ни один!!!
Меня трясло, а мне сказали, что я путаю цифры и нули. И такого быть не может.
Мне было 17, и я не знала, что на Западе это обычное явление. Не знала, что у них другие учебники.
Но я пыталась сказать. Обстановка за столом сильно накалилась, и спор перешел на крик с разных сторон. Разных - что тут говорить - я была одна супротив целого стола.
Но меня остановить было невозможно.
Знаете, я вот не люблю эти разговоры - кто больше пострадал. Но когда мне в лицо говорят, что вас тут не было, молчать не могу. И тогда сказала про Ленинград.
Про блокаду. Про дорогу жизни. Про 871 день ада.
Они отмахнулись, как от мелочи, и я заткнулась.
Этого я им простить не смогла.
Потом мне было стыдно, что я вообще пыталась с ними об этом говорить. Неудобно перед подругой, перед ее мужем, перед его родителями.
И зря, что стыдно.
Страшно другое - страшно то, что сейчас подобное можно услышать от наших детей и подростков. Словно бы они не знают, что творилось, или не хотят знать.
Да, к сожалению, 9 мая местами напоминает балаган. Неприятно смотреть, как на фоне вечной могилы, полуголые бабы строят дакфейсы. Неприятно видеть пьяные рожи, бьющие бутылки в георгиевских лентах.
Многое неприятно, но давайте не подменять понятия? Давайте не мешать ряженных и дураков к тому, что действительно перенесла наша страна?
Мы мало говорим с нашими детьми об этом. А это важно. И не так, как в некоторых школах - заставляют клеить, вырезать что-то слишком абстрактное про 9 мая и превращают это в обязаловку, за невыполнение которой могут поставить двойку.
Важно рассказывать про то, что было в вашей семье. Тогда для детей "победа" будет не обезличенной, и не просто пилоткой или еще одним выходным. А тем, что заставит вспомнить вот этих одноклассников прабабушки, пропавшего без вести прадеда.
Мы несем эту память, как евреи несут свой Холокост, а армяне память о резне.
И нельзя позволять ни одному мальтийскому старику или кому-либо еще пренебрежительно говорить о блокаде. Ради себя, ради дедов, и да - ради детей.
Потому что иначе они, дети, подхватят их мнение, но будет поздно.