На днях болтала с друзьями про музеи и театры. Могу сказать твердо, что не люблю ни одно, ни другое.
Это, конечно, не вопрос того, что я не люблю памятники искусства вообще. Я даже читала два года курс культурологии для реставраторов, а в старших классах школы жила в Пушкинском музее. Состояла тогда в КЮИ - клубе юных искусствоведов при нем, и несколько лет жизни каждую субботу мы обсуждали прекрасное, правда после этого не менее прекрасно сидели на Гоголевском, занимаясь возлиянием не крепкого, но все же алкоголя. Мама в этом месте сейчас придет в шок, но смею заверить, все было очень интеллигентно. С театром все сложнее - я играла в детском театре и планировала поступление в театральное, и в моем роду замечено две известные на весь мир актрисы, но это тема отдельная, сейчас я про музеи.
Так вот, я не могу воспринимать искусство в вакууме. Музей для меня всегда именно такой вакуум и есть. Мне куда более интереснее наблюдать за архитектурой города, например. То есть когда это самое искусство встроенно в жизнь, и даже больше нравится смотреть как люди в нем живут. А если говорить про картины - это смотреть на картины в квартире, доме. Когда они органично, или наборот, дышат на стене, шкафу или антрессоли. Что они дают хозяину? Успокаивают, радуют, отвлекают, просто подарок? Почему именно в этом месте? Почему именно это произведение?
В прошлом году в феврале я поехала в Италию, и могу сказать, что такого количества музеев за единицу времени, в моей жизни не было никогда. Нас ехало пятеро подруг, и все они, кроме меня, мечтали о музеях. Я же хотела пить итальянское вино и рассматривать лица прохожих. Но жизнь распорядилась иначе и, по приезду в Москву, мне приснился сон, что я стою возле какой-то картины с полуголой женщиной, и пытаюсь в ужасе понять кто это - Леонардо, Ботичелли или Микеланжело? В моей голове образовался фарш из гениев Возрождения - в день мы были минимум в двух или трех музеях.
В этом посте фотографии из музея Уффицы во Флоренции.
Моя мама обожает Возрождение, особенно Ботичелли, поэтому для меня Флоренция была своеобразным погружением в детство и разговоры в семье об искусстве.
И я поняла, Ренессанс - не мое. Моя эстетика более примитивная, менее тонкая и более грубая. Люблю броские и контрастные цвета, ломанные линии и почти плакатную живопись. Пухлые ангелочки и слащавые губы Мадонны - совсем не мое, хотя в контексте своего времени они очень даже понятны. Но если говорить о западно-европейском искусстве, то искусство раннего Средневековья мне даже больше нравится, чем тоже Возрождение.
Но сейчас я все-таки об Италии позднего Средневековья.
Вот что могу сказать про эти картины. Наверное, может, сейчас и есть замки и огромные особняки, где Ботичелли или Леонардо могут быть органичными, но я в них не была. И таких не видела.
Джотто ди Бондоне.
И могу сказать, что в Уффицы эти картины точно на своем месте. Там они не в музее. И, не смотря на обилие людей (к слову - февраль самый не сезон), там Леонардо органичен.
Несколько этажей галереи, где не только картины Возрождения.
Само здание именно живет и дышит этим периодом истории Европы.
Как и сама Флоренция - город-музей. Где заходишь почти в любой костел, а там росписи из учебников по истории искусства. И порой просто приходишь в шок от такого количества шедевров мирового масштаба.
Гулять по Флоренции - это имено ходить по музею. Поэтому, пожалуй, именно во Флоренции, музеи меня на удивление не раздражали. Это и есть такой способ жизни там.
Каналетто
Город, его архитектура и все эти произведения искусства - на месте и одно без другого быть не может.
Мадонна на троне, ангелы и святые, 15 в.
Потолки Уффицы подчас приковывают внимание больше, чем экспонаты.
Я не люблю туристов, и предпочитаю посещать места, где их почти нет, чтобы погрузиться в город, поймать его ритм без огромных толп китайцев с фаллическими объективами. А во Флоренции, туристы являются частью города и экспонатов, потому что само бытие города подразумевает смотрящих на него зрителей. И даже не совсем живущих в них, а именно тех, кто пришел посмотреть. Поэтому туристы - такое же бытие города, как и бесконечные Давиды на площадях и соборы, наполненные уникальными фресками.
Опять Ботичелли.
Флоренция - рай для любителей искусства и музеев. Существует даже синдром Стендаля - "головокружение от прекрасного". В книге "Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджино" автор описывает эмоции от посещения Флоренции. Когда учащается сердебиение, подкашиваются ноги от обилия эстетической красоты и можно даже потерять сознание. Этот синдром связывают именно с Флоренцией, поскольку именно там зафиксированно наиболее большее количество случаев такого расстройства.
Филиппино Липпи
Вот выдержки из вышеуказанной книги писателя:
"Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей"
Синдром, связанный с Флореницей - реально психическое расстройство, диагноз, описаный в учебниках и существуют немало исследований на эту тему. Интересно, что у азиатов и итальянцев это практически не наблюдается. Больше всего ему подверженны одинокие люди, с классическим и религиозным образованием.
Понять головокружение можно. Увиденное действительно очень красиво, оно будоражит и его очень много.
Возрождение - не мое, и даже будучи не моим, оно привело меня в сильное эмоциональное возбуждение.
Но, к слову, мне было порой даже интереснее наблюдать за реакцией людей на произведения искусства, чем сами произведения.
Кто-то ходил из зала в зал, делая бесконечные селфи, попутно это отправляя сразу в инстраграм. Кто-то просто ставил галочку в своем списке "маст си" и это было видно по равнодушному быстрому пробегу мимо каждой картины. Кто-то молча замирал возле картины и неподвижно стоял. А одна девушка плакала.
И это было невероятно красиво.