Поэзия и политика

Dec 05, 2017 18:25


Уже несколько дней разгораются страсти вокруг шорт-листа Григорьевской премии.
Я со стороны наблюдаю за ними. Потому что про Украину, потому что про Донбасс. В лист попала поэтесса русофобка Лиза Готфрик из Киева, которая как-то ездила оказывать психологическую помощь бойцам АТО (формулировочка, конечно, доставила). Страсти шли в том числе и вокруг того должна ли быть "партийной поэзия". Я способна оценить талант, например, Лени Рифеншталь, которая снимала фильмы по заказу Гитлера. Но думаю должна быть уместность момента и надо понимать, что сейчас идет война. Ну это я на всякий пишу - вдруг кто не знает. Война.
Мы же понимаем, что никакого даже самого талантливого московского поэта не номинировали бы ни на какую премию в Киеве, только если он не русофоб. Нет и все. О цветочках он бы писал или о сексуальных извращениях. Да и Лиза ни разу ни Рифеншталь, и даже ни одна ее сотая. И аргумент, что стихи, которые номинировались, вообще о жизни и все такое - странны.
Но это пост не о гении и злодействе, не о жюри или Готфрик с ее поэзией, которая мне лично не понравилась. Это вкусовщина. Мне не нравится, кому-то нравится. Я в поэзии плохо понимаю, и, возможно, то, что предоставленно на конкурс, нечто стоящее. Но вне моих или чьих-то  трогает/не трогает, нравится/не нравится, должна быть уместность. А ее нет.
Меня задело то, что писатели, не поддерживающие Украину, стали писать про тех, кто пишет о Донбассе. Про тех, кто туда ездит и  там часто бывает. Что в творчестве тех, кто пишет об этом - одна боль, нытье и жалость. Банальщина и не на что смотреть.
И я скажу - да, отчасти это так.

Они банальны.
Мы банальны.
Банальны поэты, писатели, публицисты, журналисты.
Банальна и я в своей книге, в эссе и во всех своих отчетах о помощи и о сотнях  людей, переживших ад.
Но это не интересно не потому, что это плохо написано. А потому что это всем надоело, и лучше эту тему обойти.
Хотя я читала, к сожалению, мало стоящих стихов про Донбасс. По большей части, они, дублируют друг друга и в основной массе не отличимы между собой.
Но, думаю, это скорее проблема доступности информации, и еще и того, что большинство издателей не хотят вообще за эту тему браться. Это так.
Тема войны на Донбассе - удел узкой группы читающих в фейсбуке и вконтакте. Это небольшой круг людей, которые варятся сами в себе, для остальных же эта тема забыта за давностью. Она идет фоном и ее иногда вынимают, как старое пальто, в дебатах по телевизору.
И еще - я скромно постою рядом, все-таки я не только волонтер, но и писатель и корреспондент, и видела побольше, чем большинство военкоров из России и Украины, бывающих на Донбассе. Я вот как раз из этих, которые там часто бывают и пишут про эту войну.
Да, про Донбасс одна боль, пафос и высокопарность.
Мне это тоже не нравится.
Размышляя над этим, подумала - а какие образы могут быть уместными, ну чтобы бы без надрыва?
Вот, Лешка, мой друг, бывший ополченец и да, сокурсник по МГУ.
Мы пили самогон, и между пошлыми анекдотами про Ржевского рассказал, как его ранили в Дебальцево. Конечно, походя, про такие темы можно только походя. Лешка чуть руки не лишился, и до сих пор у него половина пальцев не работает.
Он отошел поссать и почти всю его роту положили, включая командира. Там, рядом с одной из бетонных коробок-домов. Они подбежали к дому, и услышали, "Хлопцы!", и через секунду в догонку "**я, да этож сепары" и пошли автоматные очереди. Перепутали все - и те, и эти.
Лешка рассказывал это, сдабривая шутками, как мог. По итогу, мы все сидели синие, хотя таких историй слышали много. Леша талантливо рассказывал, как его волокли, истекающего кровью. Какие видения у него были, какие образы и звуки, когда в него вошло четыре пули. И что вокруг творилось. Параллельно мы шутили, и все было очень даже весело. Не было никакой бравады, геройства и пафоса. Все прозаично.
Уже под ночь у Женьки шарашило давление, а я полночи опять сидела в окопах, вылезала из-под обрушенных стен и орала во сне.
Я вот как думаю - если туда не ездишь, очень даже просто и легко писать проникновенно без надрыва, чтобы не "рвались жилы". Побывав там пару раз и впечатлившись, ты потом это можешь развить любым удобным образом.
Да, не у всех есть талант суметь это сделать не пошло. К сожалению, многие корреспонеднты пишущие оттуда - делают это порой слишком слюняво и высокопарно. От этого писательская тусовка так снисходительно и пишет о донбасских поэтах и писателей.
Но когда это превращается в рутину, когда ты там бываешь постоянно, когда ты изо дня в день наблюдаешь скотство и главное - полное равнодушие окружающего мира, то не хватает никаких сил писать об этом без боли.
Потому что, черт подери, там одна чертова боль.
Она сочится из всего.
И нет сил ни на юмор, и ни на никакой пост-модерн.
Он может быть, только когда ты не вовлечен, когда ты наблюдатель со стороны.
А когда ты на "передке", видишь этих мальчишек, а потом спустя полгода узнаешь, что нет этих мальчишек. Погибли они.  Это - чертова боль.
Когда ты не видел никого из них, это просто истории.
Когда твой друг не рассказывает тебе про то, что "поссать" - спасло его жизнь. Друг, к которому ты когда-то приезжал "на передок".
Пройдет время, и всё переосмыслится.
Родится ни одна плеяда талантливых писателей и поэтов. У кого строчки будут бить точно. Кто сможет не пошло, и красиво рассказать о главной трагедии нашего времени.
Да они уже есть, но мы многих не знаем.
Закончить можно было просто - процитировать один из стихов Готфрик.
Но не буду.
**й с вашей Готфрик.

Донбасс, Украина, моя книга, война, бытие и думы, мама Колбасы

Previous post Next post
Up