Какой ценой "встала с колен" ЮАР

Dec 13, 2013 10:02


Не смогла пройти мимо всеобщей истерии вокруг Манделы. Написала статью в Свободную прессу. Полный текст привожу здесь:

По всем СМИ во всем мире скорбят об умершем Нельсоне Манделе Человеке-эпохе. Его ставят в один ряд с М. Ганди, дети плачут, а на символе Кейптауна Столовой горе запечатлели его портрет.

Если уж говорить о каких-либо сравнениях, то ( Read more... )

мои статьи, политика, Африка, расизм, апартеид, ЮАР

Leave a comment

dmitri_lytov December 13 2013, 17:32:54 UTC
Пишу из страны, расположенной от ЮАР на противоположном конце земного шара, чьи генерал-губернаторы в прежние времена были и генерал-губернаторами Южной Африки с разницей в два-три года, в порядке ротации и приобретения колониального опыта. У нас проблемы совсем другого плана, поэтому в чём-то я могу ошибаться, в чём-то не совсем точно представлять ситуацию, хотя ЮАР я активно интересуюсь и даже на африкаанс немного читать умею.

Мне кажется, у любой реформы есть одна проблема: эффект никогда не бывает быстрым. И переходный период - он всегда неприятен. Знаменитый британский консерватизм отражает вовсе не отсталость и тормознутость британцев, а напротив, их житейскую мудрость - понимание того, что любой переходный период есть крайне неприятная вещь и её последствия надо максимально смягчить и уравновесить.

За что конкретно уважают Манделу здесь, вдалеке, в Канаде? Вовсе не за то, что он "дал свободу чёрным". В конце концов, сколько было антиколониальных революций в Африке? Зашибись как много. И был пример Алжира, где процент белых был, пожалуй, даже и побольше, чем в ЮАР, только вот результат совсем другой. Во многих странах, откуда уехали белые, тут же началась резня и грызня, любой передел собственности оборачивался тем, что значительная часть населения не признавала его справедливым, и через некоторое время, хорошо вооружившись, начинала новый передел. При этом долги страны росли, и через некоторое время она оказывалась в зависимости от бывшего колонизатора (обычно Франции) без физического присутствия самих колонизаторов, которые лишь изредка наведывались в виде воинского контингента - по приглашению местного правительства, которое само с беспорядками не справлялось.

В бывших британских колониях было несколько иначе. Относительно хорошо получилось в Кении и Ботсване, совсем не получилось в Зимбабве, в остальных со средним успехом, но задумка была хорошая - воспитать местную лояльную элиту, чтобы она сама смогла справляться с местной спецификой. Это именно тот курс, который предложил Мандела - не выгонять белых, но обязать их вложить деньги в воспитание чёрной элиты.

Процесс этот не быстрый, хорошо если принесёт плоды лет через 50. Но другие варианты всё равно хуже. На продолжение политики апартеида у ЮАР банально не было денег, ну а зимбабвийско-гаитянский вариант (белых убить, имущество переделить) тоже известно куда вёл.

Reply

littlehirosima December 13 2013, 17:52:19 UTC
да, все вменяют Манделе главную заслугу, что не дал выгнать белых, и не дал кровопролитной войне. но это не совсем так. это позиция западного мира, которому апартеидная ЮАР, как независимая и очень сильная держава - были бельмом на глазу. Мандела вообще пешка в этой ситуации - один срок отсидел, обогатился и гудбай. только почему-то все забывают, что белые были в ЮАР совсем на другом положении, чем во всех других африканских странах, даже в Родезии. как минимум их численных перевес и все ресурсы были в их руках, поэтому революций, подобным в других странах Африки там бы не произошло. скорее всего. все-таки мы не можем знать наверняка. фигура Манделы очень неоднозначная еще в первую очередь потому, что он был не просто борцом за права, как Ганди. он был террористом (до сих пор верхушка АНК в черных списках многих стран - недавно читала даже где-то про эксцесс с одним из министров юарский, которого не впускали в штаты), и сидел в тюрьме не за агитматериалы, а за убийства. и свою деятельность он вел не против полиции и органов управления, а против обычных людей, что у меня лично не вызывает симпатии. ясно, что для достижений своих целей революционеры и борцы за свободу использовали всегда разные цели. но направлять удар против обычных людей, считая это оправданным... поэтому меня тошнит, что сейчас его сравнивают с Ганди (который между прочим призывал к ненасильственной борьбе, в том числе путем байкотирования английских товаров и др.), а остальные журналисты пишут, что это человек-мира и т.д. это лицемерие.

Reply

dmitri_lytov December 13 2013, 18:07:35 UTC
Смотрите, какой интересный расклад получается.

Во время революции 1917 года дворян поубивали или повыгоняли. Передел и беспредел продолжался примерно до конца 1940-х, и только XIX съезд уже был съездом нового, относительно зажиточного и довольного мейнстрима. Где-то с брежневских лет начинается ностальгия по золотым погонам и старой России, а в начале 1990-х эту идею поднимают на знамёна как либералы, так и консерваторы. Но кем были предки этих ностальгирующих во времена Гражданской войны? Как правило, красными. Особенно забавно смотреть, как в одном из телешоу объявляли себя "белыми" Явлинский и Немцов - известно, что белые евреям, как бы так сказать помягче, не доверяли.

Я это к тому, что не обязательно быть потомственным дворянином в 5-6 поколениях, чтобы в России быть сторонником стабильности и с подозрением относиться к идеям грабежа награбленного и массового передела. Достаточно иметь университетское образование в 2 поколениях как минимум.

Здесь в Канаде мне регулярно приходится общаться с африканцами, в том числе и из весьма неблагополучных стран, таких, как Руанда и Бурунди. Их перековка происходит довольно быстро. У старшего поколения общий уровень эрудиции уже никак не изменить, но есть активное положительное восприятие канадских ценностей. А их дети - уже стопроцентные канадцы, на уровне не только ценностей, но и того, как говорят, как жестикулируют, какие успехи в школе демонстрируют (по математике и естественным наукам, например).

В ЮАР ситуация хуже в том смысле, что там процент отсталых и тёмных - на порядок выше, чем в Канаде. Но, с другой стороны, и в России подобное было не так давно.

Вы вот думаете, что я Вам тут песню оптимиста пою или хвастаюсь, как мне хорошо. На самом деле мне пришлось выживать в России 1990-х, а одно время даже жить в откровенно криминальных районах, где моими соседями были то нелегалы из солнечных республик, то "расово русские" фашисты. Ничего, выжил и даже расистом не стал. Если уж какие предрассудки я и приобрёл, то нюх на социальное происхождение - я теперь его за версту чую, независимо от одежды и цвета кожи.

Reply

littlehirosima December 13 2013, 18:20:53 UTC
Дмитрий (можно к вам так обращаться?)), я ж не говорю, что не должно пройти время, и что изменения не нужны были. но считаю, что все этом могло произойти по-другому. почему-то никто не считает, что ЮАР - дом для буров. почему-то все считают, что это родина только для черных. но теже зулуссы и коза, пришли не намного раньше в земли ЮАР, они также пришлые в этих землях, как и белые. в этих землях жили лишь койзан (которых вообще не осталось) и все, что есть в ЮАР - это было сделано белыми. это не США, которые истребили подчистую коренное население. здесь другая ситуация. на территории ЮАР столетиями рос народ, для которого ЮАР это дом, и они не видят себя вне него. а теперь весь мир в них плюет и говорит, вы тут гости, терпите или валите. сами виноваты. а куда им валить? у них язык даже свой сформировался, своя культура, отличная от европейской. но на самом деле, мой пассаж в первую очередь о лицемерии в отношении к самой личности Манделы. история она, знаете, такая. объективной не бывает, более того, она всегда меняется. человек был террористом, а теперь стал человеком-мира. и я считаю это неправильным.я уже написала, что мне непонятно, почему если ты критикуешь Манделу - ты сразу расист и за Апартеид) с ужасом жду, что Путина причислят к лику святых

Reply

dmitri_lytov December 13 2013, 18:43:17 UTC
Можно по имени, можно и на ты.

Насчёт террориста хорошо подмечено, конечно. Но если уж прямо посмотреть на группу последователей Христа, то кем они по жизни были? Хорошо организованной преступной группировкой, крышующей обширную территорию. Кем были основатели государства Израиль? Вооружёнными террористами, убивавшими британцев. Основатели США пытались воспитать цивилизованных индейцев, и с Пятью цивилизованными племенами почти получилось - но помешал не кто-нибудь, а свои же более цивилизованные сограждане, которые решили, что у них отнимают данное Богом право занимать земли небелых.

В ЮАР западная часть действительно была койсанской, но вот Великий трек начался уже гораздо позже, чем туда стали переселяться племена банту. И тут буры пали жертвой своего высокомерия: с охотниками-койсанами им до поры до времени было скрещиваться не стрёмно, а вот с земледельцами-банту - уже ни в какую.

Я согласен, что буры - оригинальная культура, уже не европейская по характеру. Собственно, здесь в Канаде есть аналогичный пример - квебекцы, которые совсем не французы, ни по акценту, ни по образу жизни, ни даже по внешности (они происходят в основном от нормандцев и пикардийцев, которые во Франции составляют лишь небольшую группу).
Но вот мне интересно, а какую роль в современной ЮАР играют "цветные" (kleurlinge)? Ведь если я не ошибаюсь, именно они и составляют большинство носителей языка африкаанс, а вовсе не буры.

Reply

littlehirosima December 13 2013, 19:32:26 UTC
на самом деле сейчас многие кейпы говорят и на английском - последствия проигранной бурами англо-бурской войны. вообще любопытно, что кейпы не имеют никакой этнической принадлежности, даже языка толком своего нет, отсюда у них проблемы с самоидентификации. ведь в большинстве свое самоидентификация у людей происходит именно по языку. а себя считать бурами кейпы не могут. парадокс) а буры как раз очень даже и блюли язык, даже памятник языку в Парле установили . между прочим во время Апартеида была поддержка африкаанс на госуровне - без знания белым африкаанс, он не мог занимать серьезных постов. я собственно об этом узнала от знакомого, у которого в свое время невеста переехала из Родезии и не знала африкаанс и не могла на нормальную работу устроиться именно из-за незнания языка.

Reply

dmitri_lytov December 13 2013, 19:48:57 UTC
Боюсь показаться циничным, но кейпы в ЮАР - это как югославы в Югославии, или как советские в СССР. Вроде бы вобрали в себя черты всего государства, однако не принимаются ни одной из этнических общин. А жаль. В Канаде люди довольно быстро начинают себя чувствовать именно канадцами, этническое происхождение уже вторично, а через пару поколений и вовсе уходит в никуда - при том, что на официальном уровне этническое наследие всячески поощряется.

Reply

littlehirosima December 13 2013, 19:53:17 UTC
ну здесь я не могу честно говоря судить как-то объективно, это надо этим заниматься отдельно, или пожить там подольше. хотя я спрашивала у местных белых, они вообще некоторые, как вакууме)

Reply

dmitri_lytov December 13 2013, 18:13:21 UTC
Да, и к слову, Ганди для меня вовсе не образец для подражания.
Он герой своей страны, но как личность мне малоинтересен.
Ганди был силён своим невероятным чутьём на то, где плетью обуха не перешибёшь и где лучше умыть руки, грустно наблюдая со стороны и покачивая головой в знак осуждения (например, когда индусы резали мусульман, или наоборот, или когда индийские "патриоты" воевали на стороне Гитлера и/или Японии).
Впрочем, я не осуждаю его; кто знает, какие бы взгляды были у меня, если бы я жил в Индии. Я тамошних реалий не знаю, они мне абсолютно не близки.

Reply


Leave a comment

Up