Не смогла пройти мимо всеобщей истерии вокруг Манделы. Написала
статью в Свободную прессу. Полный текст привожу здесь:
По всем СМИ во всем мире скорбят об умершем Нельсоне Манделе Человеке-эпохе. Его ставят в один ряд с М. Ганди, дети плачут, а на символе Кейптауна Столовой горе запечатлели его портрет.
Если уж говорить о каких-либо сравнениях, то
(
Read more... )
Мне кажется, у любой реформы есть одна проблема: эффект никогда не бывает быстрым. И переходный период - он всегда неприятен. Знаменитый британский консерватизм отражает вовсе не отсталость и тормознутость британцев, а напротив, их житейскую мудрость - понимание того, что любой переходный период есть крайне неприятная вещь и её последствия надо максимально смягчить и уравновесить.
За что конкретно уважают Манделу здесь, вдалеке, в Канаде? Вовсе не за то, что он "дал свободу чёрным". В конце концов, сколько было антиколониальных революций в Африке? Зашибись как много. И был пример Алжира, где процент белых был, пожалуй, даже и побольше, чем в ЮАР, только вот результат совсем другой. Во многих странах, откуда уехали белые, тут же началась резня и грызня, любой передел собственности оборачивался тем, что значительная часть населения не признавала его справедливым, и через некоторое время, хорошо вооружившись, начинала новый передел. При этом долги страны росли, и через некоторое время она оказывалась в зависимости от бывшего колонизатора (обычно Франции) без физического присутствия самих колонизаторов, которые лишь изредка наведывались в виде воинского контингента - по приглашению местного правительства, которое само с беспорядками не справлялось.
В бывших британских колониях было несколько иначе. Относительно хорошо получилось в Кении и Ботсване, совсем не получилось в Зимбабве, в остальных со средним успехом, но задумка была хорошая - воспитать местную лояльную элиту, чтобы она сама смогла справляться с местной спецификой. Это именно тот курс, который предложил Мандела - не выгонять белых, но обязать их вложить деньги в воспитание чёрной элиты.
Процесс этот не быстрый, хорошо если принесёт плоды лет через 50. Но другие варианты всё равно хуже. На продолжение политики апартеида у ЮАР банально не было денег, ну а зимбабвийско-гаитянский вариант (белых убить, имущество переделить) тоже известно куда вёл.
Reply
Reply
Во время революции 1917 года дворян поубивали или повыгоняли. Передел и беспредел продолжался примерно до конца 1940-х, и только XIX съезд уже был съездом нового, относительно зажиточного и довольного мейнстрима. Где-то с брежневских лет начинается ностальгия по золотым погонам и старой России, а в начале 1990-х эту идею поднимают на знамёна как либералы, так и консерваторы. Но кем были предки этих ностальгирующих во времена Гражданской войны? Как правило, красными. Особенно забавно смотреть, как в одном из телешоу объявляли себя "белыми" Явлинский и Немцов - известно, что белые евреям, как бы так сказать помягче, не доверяли.
Я это к тому, что не обязательно быть потомственным дворянином в 5-6 поколениях, чтобы в России быть сторонником стабильности и с подозрением относиться к идеям грабежа награбленного и массового передела. Достаточно иметь университетское образование в 2 поколениях как минимум.
Здесь в Канаде мне регулярно приходится общаться с африканцами, в том числе и из весьма неблагополучных стран, таких, как Руанда и Бурунди. Их перековка происходит довольно быстро. У старшего поколения общий уровень эрудиции уже никак не изменить, но есть активное положительное восприятие канадских ценностей. А их дети - уже стопроцентные канадцы, на уровне не только ценностей, но и того, как говорят, как жестикулируют, какие успехи в школе демонстрируют (по математике и естественным наукам, например).
В ЮАР ситуация хуже в том смысле, что там процент отсталых и тёмных - на порядок выше, чем в Канаде. Но, с другой стороны, и в России подобное было не так давно.
Вы вот думаете, что я Вам тут песню оптимиста пою или хвастаюсь, как мне хорошо. На самом деле мне пришлось выживать в России 1990-х, а одно время даже жить в откровенно криминальных районах, где моими соседями были то нелегалы из солнечных республик, то "расово русские" фашисты. Ничего, выжил и даже расистом не стал. Если уж какие предрассудки я и приобрёл, то нюх на социальное происхождение - я теперь его за версту чую, независимо от одежды и цвета кожи.
Reply
Reply
Насчёт террориста хорошо подмечено, конечно. Но если уж прямо посмотреть на группу последователей Христа, то кем они по жизни были? Хорошо организованной преступной группировкой, крышующей обширную территорию. Кем были основатели государства Израиль? Вооружёнными террористами, убивавшими британцев. Основатели США пытались воспитать цивилизованных индейцев, и с Пятью цивилизованными племенами почти получилось - но помешал не кто-нибудь, а свои же более цивилизованные сограждане, которые решили, что у них отнимают данное Богом право занимать земли небелых.
В ЮАР западная часть действительно была койсанской, но вот Великий трек начался уже гораздо позже, чем туда стали переселяться племена банту. И тут буры пали жертвой своего высокомерия: с охотниками-койсанами им до поры до времени было скрещиваться не стрёмно, а вот с земледельцами-банту - уже ни в какую.
Я согласен, что буры - оригинальная культура, уже не европейская по характеру. Собственно, здесь в Канаде есть аналогичный пример - квебекцы, которые совсем не французы, ни по акценту, ни по образу жизни, ни даже по внешности (они происходят в основном от нормандцев и пикардийцев, которые во Франции составляют лишь небольшую группу).
Но вот мне интересно, а какую роль в современной ЮАР играют "цветные" (kleurlinge)? Ведь если я не ошибаюсь, именно они и составляют большинство носителей языка африкаанс, а вовсе не буры.
Reply
Reply
Reply
Reply
Он герой своей страны, но как личность мне малоинтересен.
Ганди был силён своим невероятным чутьём на то, где плетью обуха не перешибёшь и где лучше умыть руки, грустно наблюдая со стороны и покачивая головой в знак осуждения (например, когда индусы резали мусульман, или наоборот, или когда индийские "патриоты" воевали на стороне Гитлера и/или Японии).
Впрочем, я не осуждаю его; кто знает, какие бы взгляды были у меня, если бы я жил в Индии. Я тамошних реалий не знаю, они мне абсолютно не близки.
Reply
Leave a comment