Помнить

May 08, 2016 16:15

Когда говорят про Великую Отечественную, вспоминают боевые заслуги. Я же вспоминаю бабушку, которая всю войну просидела в Москве, работая в детском доме. Ей было 18 лет - студентка первого курса истфака. Из ее одноклассников не вернулся с фронта никто. Ни один человек не остался в живых. Ее отец, мой прадед, ушел в первых рядах в ополчение, и там, под Москвой, без вести пропал. Обычная история. Уходя сказал, чтобы она уходила из столицы "только с последним обозом". Она там и осталась, хотя все ее родственники бежали из Москвы. По иронии судьбы, они оказались в итоге под немцами. А Москву не сдали.
Бабушка отвечала за бомбоубежище при детском доме - его почти постоянно затапливало, и почти каждый день она брала ведра, и с ледяного цемента собирала воду. Потом таскала на улицу, и выливала. Это могло длиться вечно.
Молоденькая красавица, изо дня в день - вверх и вниз, вверх и вниз.

В случае бомбежки подвал должен был быть без воды. Бабушка там оставила здоровье. Я ее не знала совсем, она умерла когда мне было несколько месяцев.  И не слышала эту историю от нее.
Но помню бомбоубежища Первомайска ЛНР в декабре 2014 года. Как там темно и сыро. Многие из этих подвалов были построены до Второй Мировой. Помню длинные колонны кроватей, бегающих собак по полу и детей, которые не мылись много дней. Помню ужас в лицах, когда рядом со входом в подвал только что достали огромную трубу "Града" - ночью прилетела. Помню, когда зашла в одно из помещений - света не было уже несколько недель, и вокруг одной свечи сидела группа бабушек. В кромешной темноте, экономя - "Сколько это еще будет? Вторую войну переживаем"
Большинство говорят, что их родственники пережившие Великую Отечественную не рассказывают об этом. Пыталась узнать от мамы еще истории, но она растерянно ответила, что ее родители ничего толком не рассказывали о войне.
Наверное, потому что это нельзя до конца пережить. Потому что эта боль и ужас навечно остаются с тобой. И нет сил это передать и говорить. Нет сил передать другим что это такое, когда тебе 20 лет, и все, с кем ты учился, не вернулись. Твой отец не вернулся. И их всех больше нет. Нет. И некому позвонить и вспомнить, как вы вместе бегали на выпускном всю ночь, думая, что вся жизнь впереди. Некому сказать, "а помнишь, как на географии бумажками пулялись, и как подложили кнопку физику?".
Видела фотографию бабушкиного класса. Невероятно взрослые лица, словно бы уже пожившие жизнь. А ведь войны еще не было, когда их снимали. И весь этот "молодняк" на себя главный удар и принял.
История войны в нашей семье разная - есть и другая бабушка, которая уехала в эвакуацию с маленьким папой. Есть папин отец, которого я не знала, да и папа толком не видел, но говорят, он был разведчиком и у него было задание убить Гитлера - по крайней мере так говорят документальные фильмы и интернет. Дед был известным композитором немецкого происхождения - Лев Книппер, автор знаменитого "Полюшко Поле". Его сестра - любимая актриса Гитлера, Ольга Чехова, тоже говорят была разведчицей. Мы с этой семьей не общались - бабушка вышла замуж за другого и папу воспитывал отчим.
Наша война, это и брат бабушки, военный инженер, который всю войну прошел в первых рядах - они первыми заходили в города и разминировали их. Всю войну до Берлина. А он говорил, что война - это лучшее время его жизни. Потому что там все оголенно, честно и до предела выведено. Дружба, адреналин, подвиги - для него это и так. Он всегда был главным любимцем везде и у всех, включая женщин.
Есть одна семейная история - как-то он руководил переправой в одном стратегическом месте,и ослушался приказа, организовав, как инженер, переправу в другом месте. Благодаря этому была проведена успешно операция, и было спасено много людей. Все, кто был под его руководством представлены к высшем наградам. Его же  за ослушание должны были растрелять, но за него попросили почти все и обошлось, но само собой без наград. Он знал что делал, и понимал, чем может закончиться неисполнение приказа - но не мог поступить иначе, ведь погибло бы много людей.
Нет семьи в нашей стране, которая бы не смогла бы рассказать их личную историю.
С их ведрами воды, умершими лучшими друзьями, цементными полами.
И мне жаль, что мы знаем об этом так мало.
Потому что мое поколение начало забывать.
Забывать, что в детстве непонятное  "чтобы не было войны" из уст наших стариков - оказалось самым главным в жизни.

Мы помним. И не забудем никогда.

семья, 9 мая, война

Previous post Next post
Up