15 августа, на второй день "войны" - именно так говорят про боевые действия того времени жители окрестных мест - Любовь Николаевну ранило. Перебило обе ноги.
Почти сразу, как мы зашли в дом, она спросила как нас зовут.
- Дунечка, даже не знаю куда упала эта бомба, снаряд. Как их назвать? Сразу окна все повылетали. На улице, наверное, где-то.
- Вы все это время были в поселке?
- Та да. Всю войну пролежала в больнице. В подвале
13 августа 2014 года Любовь Николаевна Чернец шла домой с работы из больницы, в которой проработала 26 лет. "Тогда в Новосветловку зашли "нацики"" .
- Работала регистратором. Репортеры сказали, что врачом - снимали же. И откуда они решили что врач? Не знаю.
- Вас снимали?
- Рассказывала, как мой сын погиб, и его не могли спасти. "Россия 1".
Слезы моментально пошли после слов "сын погиб". Она сбивчиво, комкая фразы продолжила:
- Умер на день независимости. Его ранило. А тогда тут такой бой был, что нельзя было нос высунуть на улицу. Не смогли довезти до больницы. Да не довезти, донести даже не могли. А потом принесли в больницу, и ночью он умер. Лежал вместе со мной рядом, в подвале.
На кухню заглянула женщина средних лет и тихонечко присела за стол. Слежу краем глаза, а она ежится, словно бы ей холодно, и смотрит в одну точку. Это Татьяна - невестка Любови Николаевны. Правая рука ее в гипсе.
- Тани не было, когда сын погиб. Она уехала с сыном в Россию. Но потом сразу возвратились.
- Сразу?
- Сережа был на огороде еще похоронен, Таня уже приехала. 24 августа умер - на день независимости, и только 17 сентября его перезахоронили. Почти все время лежала в больнице недвижимая. Стреляли день и ночь так, что думали: "ну все, утром встанем, и больницы нет". Утром встаем, больница еще стоит. Всё взрывается, всё везде сыпется, всё на голову, а мы в подвалах. Стреляли же по больнице.
Любовь Николаевна пересказывая, говорит то в прошедшем времени, то в настоящем времени. То вспоминая, то заново проживая сыплющуюся землю с потолка. Руки прижала к голове и чуть голову опускает, словно бы сверху что-то падает.
- Кушетка подпрыгивает вместе со мной. Муж под ней спал, потому что негде было. А доктора бедные, тоже в подвале вместе с нами. Только два доктора у нас. Ноги мне сохранили. Большое спасибо им, хоть и кривые остались. Многим, конечно, ноги поотрезали тогда. Отправляли в аэропорт их, а потом на Лутугино передавали в больницу.
Новосветловка, Хрящеватое пережили несколько недель кровавого ада в августе 2014 года. Улицы превратились в руины.
- Стреляли со всех сторон. А люди умирают сейчас. И продолжает умирать. Сохнут. Был человек, вдруг раз, и его нет. После войны соседка начала сдавать, сдавать, и угасла. И никто не знает от чего. Такого мы больше не переживем. Не дай бог. Слесарь умер. Еще в подвал носил меня, был жив. Теперь всё - нету его. Причины никто не знает. Здоровый мужик. Очень много таких - здоровых, кто тихо уходит.
В доме дети, они постоянно забегают на кухню, и пытаются рассмотреть что им принесли. В эти моменты, на лице женщин появляются улыбки.
- А где ваш муж?
- Мой муж.... Был все время со мной, потом положили меня в больницу. В Луганск отвезли, даже сына не дали похоронить. Сказали, осколки у меня в ногах. Муж сам хоронил его в огороде, потом сам и перезахоранивал. Он с другими начали восстанавливать дома. Стеклили, крыши накрывали - все сами. Потом к подружке пошел накрывать дом. Их не было - выехали, но дом-то надо сохранять. Упал с крыши и поломал пятку. А вот представьте все на одной Тане было! Ни света, ни газа, ни воды - ничего нету. Представьте кого это!
Таня отвернулась, и как раз прибежали дети. У меня был ворох конфет для них. Их прислал Карл Науман, который не знает ни слова по русски, и который хотел порадовать детей Донбасса на Рождество. Карл, спасибо тебе!
- Тебя как зовут?
- Вавя
- Иван?
- Ну
Подбегает второй. Тут Таня оживилась, и деловито их начала прогонять. А они спрятались за стеной, и то и дело нос высовывали. И шушукались, шушукались
- Вы работаете?
Обратилась все больше к Татьяне, но Любовь Николаевна моментально ответила:
- А то как же - опять, в родной больнице. Ее восстановили, опять регистрирую.
Тут Таня с досадой в голосе ответила на вопрос:
- Так я тоже в больнице работала. Медсестрой на скорой помощи. И вот восстановилась, только вышла, и сразу руку сломала.
- Людмила Николаевна, а где муж?
- 1 января 2015 вышел на работу, ровно через месяц - 1 февраля, его парализовало. За 19 дней сгорел, как свеча.
Любовь Николаевна начала вытирать лицо, как откуда-то вынурнул Ваня, и она его прижала сильно-сильно.
Если вы хотите присоединиться к помощи людям Донбасса, пишите мне в личку в жж, в
фб или на почту littlehirosima@gmail.com
Подробности о помощи читать
здесь.