Ещё летом наметила себе поход на спектакль Виктюка, а в последний момент почитав отзывы очень засомневалась. Везде делался акцент, на сколько видоизменился Булгаковский роман и даже герои трудноузнаваемы и мол сплошной сюрреализм. Буквально за два часа до начала часа сомнений перевесилась в пользу "лучше один раз самой посмотреть, чем сто раз услышать других" и правильный выбор был сделан.
В самых первых хочу в очередной раз поговорить о зрителях. В последнее время я всё больше хожу на спектакли "Гешера" без бегущей переводной строки, поэтому уже привыкла к определённой публике - интеллигентные ашкеназы израильтяне, много разнокалиберной молодёжи и совсем мало русскоязычных. Одета такая публика совсем просто, в большинстве своём в футболках, шортах и сланцах, никакой изысканной одежды, высоких каблуков и украшений.
На Виктюка же собралась по понятным и логичным причинам только публика с "русской" улицы, причём возрастной категории 25-45 лет. Все без исключения прекрасно одеты, многие дамы в дорогих украшениях и вечерних платьях, мужчины в отглаженых брюках и парадных рубашках...причёски от парикмахера...высокие каблуки...бокалы вина в руках (сейчас в буфете "Гешера" есть выбор) - праздник жизни!
Во вторых, хочу остановится на том что меня ещё поразило в сравнении с израильским театром. Возможно, благодаря не скрываемой сексуальной ориентации Романа Виктюка, а может и без связи с ней все актёры мужчины приятно ласкают взгляд своими в меру накаченными торсами. В то же время в "Гешеровском" театре несмотря на обилие обнажёнки на актёров без слёз не взглянешь. Нет, правда, вот на последнем просмотре "Он и Она", главные герои 90% времени ходили-лежали-сидели практически раздетые и натурализм в виде тощих задниц, торчащих рёбер и т.п. зашкаливал. Я ни в коем случае не в претензиях, просто пытаюсь проанализировать и понять в чём причина. Да, актёры те же люди, но как ни крути они публичные личности и ежедневно выставляя своё тело напоказ у них есть стимул сделать последнее более менее приятным для созерцания. Возможно я совсем не права и требую невозможного, но Голливуд так развратил моё восприятие сцены и экрана, что требования и ожидания к внешним данным актёров несколько завышены.
Ну а теперь непосредственно поговорю о спектакле. Булгаков уже давно включён в школьную программу и "Мастера и Маргариту" проходят на уроках литературы, поэтому вряд ли найдётся человек, который бы был не знаком с литературным источником. А вот постановку по роману я вижу в первый раз, сравнивать не с чем. Начитавшись отзывов, я действительно ожидала какого-то затуманенного смурного сюра, а получила не более чем оригинальный взгляд на и без того неоднозначный роман. Всё действие кристально ясно и практически по литературному источнику, персонажи сохранены и плюс введены новые опять же для достижения нетрадиционной трактовки. Свита Воланда - жлобы в майках и грудастая женщина с веслом лопатой, а так же попыхивающие папиросами тёмные личности в шинелях. В трактовке Виктюка бесовское начало это ни что иное как советский тоталитарный режим, именно он губит Мастера. Именно поэтому на балу Сатаны кружатся в танце золотая головушка Ленина и серебряная Сталина.
Всё действо сопровождает какофония музыкального сопровождения от цыганщины, военных песен "Если завтра война..." до "Симан тов, мазаль тов" и тяжёлого рока.
Люди-игрушки, марионетки в руках Воланда характерно проиграны и Иванушкой и Маргаритой. Маргарита же у Виктюка - истеричка и страдающая Мария-Магдалена в одном лице. Гелла становится сурдопереводчицей (в стране глухих) при периодической трансляции речей с коммунистических съездов, как апогей зрителям даётся возможность услышать голос Сталина, который говорит что "есть в советской стране люди, которые на самом деле нелюди". Берлиоз - алкоголик-эрудит в помятом костюме и носовым платком на четыре узелка, прикрывающим лысину, а Бегемот - бравый молодец.
Волнад неотразим и всё время цепляет взгляд - ходит и танцует в стильном чёрном плаще и ботинках на каблуках, говорит нараспев, часть лица мертвенно бледная, другая чёрная как тьма. Актёр очень пластичен и по кошачьи грациозно влезает в душу.
Только сейчас, когда начала анализировать постановку я поняла, что речь Сталина, о которой упоминалось выше поставлена эдаким эпилогов в финале и обрывается на полуслове завершая спектакль...занавес и зрительские рукоплескания в овациях. Вот такая режиссёрская провокация.