Дон Жуан - бессмертный покоритель дамских сердец, герой-любовник, разрушающий устои любого общества, анархист, восстающий против вечно торжествующего лицемерия, - знакомый каждому герой, вот уже более 300 лет не сходящий со сцен театров всего мира.
Сегодня болгарский режиссер Александр Морфов дает нам возможность посмотреть на него несколько иначе. В его глазах - это не просто убежденный развратник и неисправимый ловелас, но романтический паяц, трагический клоун, которому кажется, что он рожден свободным. Этот воитель, вечный странник и одержимый авантюрист, пытается установить свои законы.
Давно я не была на спектаклях "Гешера", в последний раз ходила на Додину в "Мидее". Вчера свершилось - побывала на "Дон Жуан".
Начну с самого начала. Я уже привыкла, при походах на привозные театральные постановки, что за час до начала уже собираются зрители, за пол часа уже всё маленькое лобби театра переполнено. Тут совсем другая картина, я практически в гордом одиночестве ожидала и это всего за пол часа до начала действа! Всё дело в том, что публика на Гешеровские спектакли ходит совершенно, просто противоположно другая, чем на привозные. В большинстве своём это разношерстные и ОЧЕНЬ разные ивритоговорящие, хотя встречаются в небольших количествах и русскоговорящие. Итак, народ начал подходить практически к началу, в результате задержка минут на двадцать случилась, что и следовало ожидать. Ещё немного о публике, она удивительно разнородна, от англоговорящих пожилых очень ухоженных пар, до панковского вида совсем юных молодых людей, но в основном среднего возраста пары абсолютно разнокалиберного типа. Если на привозные спектакли из России, зрители одеты элегантно и нарядно, то отдельного описания заслуживает как одевается публика на спектакли театра "Гешер". Кто-то в вечерних платьях с дорогими украшениями, таких немного, в большинстве своём люди одеты точно так, как пошли бы в кинотеатр - просто и повседневно, а некоторые вообще в шлёпанцах и шортах с пакетом в руках. Да, для полной укомплектованности зала из Ашдода привезли несколько автобусов старшеклассников (15-16 лет), усадили их на балконы, что бы не мешали просмотру (но номер не удался). Почётным зрителем был Леонид Каневский с супругой, я его впервые видела не на экране, удивительно, но он совершенно не изменился со времён моего детства.
Итак, начался было спектакль, но дети на галёрки бурно усаживались, галдели и не могли успокоится. Весь зал дружно зашипел (!), а одна бабушка божий одуванчик гаркнула: "Шекет!" (мол, замолчите!) и всё как-то разом утихло. Правда, по ходу действа дети очень бурно порой реагировали и аплодировали, но в общем и целом мифы о распущенности израильских подростков полностью не подтвердились.
Спектакль состоит из двух действий, первое легкомысленное с юмором и множеством вольных импровизаций со стороны актёров, в том числе взаимодействие с залом и зрителями. Второе действие с очень серьёзной философской подосновой и уже совсем не смешно, а порой и страшновато. Дон Жуан попирает Б-га и его заповеди, будто специально провоцируя и ответ не заставил себя долго ждать. Но может ли он теперь измениться?
Действо, разворачивающее на сцене завораживает и не отпускает до самой заключительной минуты.
Прекрасная, оригинальная постановка. Несколько ошеломляющих (!) находок, вызывающие восторг. Например, сцена тонущих Дон Жуана и Сганареля - контраст реального времени и эффект замедленной "съёмки" или оставляющее неизгладимое впечатление режиссёрская находка с живыми статуями в гробнице, а одна из финальных сцен с настоящим профессиональным фехтованием не может оставить равнодушным даже самого искушённого зрителя.
Отдельного отзыва заслуживают сложные декорации-трансформеры, не уступающие Ленкомовским. Необходимо отметить интереснейшее музыкальное сопровождение от живых баллад под гитару, до оперных включений.
Конечно же, нечего бы было обсуждать, если бы не актёры. Обольстительный красавец и авантюрист Дон Жуан - Саша Демидов, обаятельный, изящный, полностью отдающий себя на сцене блестящий актёр и совершенный его антипод верный очень грузный и необразованный слуга Сганарель в исполнении Двира Бендека, который на столько естественный на сцене, что даже игрой назвать трудно. Большинство актёров второго плана на столько ярки, что несомненно запоминаются надолго.
Я не претендую на роль критика, лишь немного анализирую увиденное, самое главное с какими чувствами и впечатлениями я покидаю театральный зрительский зал. В этот раз увиденное, превзошло ожидания и я обязательно ещё раз вернусь на спектакли театра "Гешер".
Click to view