Я уже писала про свое не вполне удачное знакомство с исландским кино. Сразу после этого я составила небольшой список на будущее, в котором был и "Ной - белая ворона". А еще получила комментарий, рекомедующий мне этот фильм со словами "это примерно про то же, что и "101 Рейкьявик", но хорошо снято".
Такое напутствие меня, честно говоря, немного напугало. Я готовилась снова увидеть почти порнографические сцены и сюжет, основанный на сексе, но получила совершенно другое. В те редкие моменты, когда герои второго плана пытаются поднять эту тему, так как, по их мнению, это само собой разумеющееся для 17-летнего подростка, главный герой сам сводит их усилия на нет.
Вообще мыслей по поводу фильма возникло много и о разном.
Сначала о бытовой стороне. Место, в котором происходит действие, часто противопоставляют "югу" - очевидно, Рейкьявику. Я не очень сильна в исландской географии, поэтому сочла, что, вероятно, на экране показан Акюрейри, самый северный и четвертый по величине город Исландии (около 18 тыс. чел.). Однако Википедия рассказала, что фильм на самом деле снимался в маленькой рыбацкой деревне Болунгарвик (меньше 1 тыс. чел.). Это я к тому, что исландская глухая деревня выглядит совсем не так, как русская. Что, несомненно, очень меня порадовало.
Еще один бытовой момент, очень меня удививший и заинтересовавший. В фильме есть сцена, показывающая урок в местной школе, на котором учитель рассказывает детям по-французски, как готовить майонез. Неужели там действительно есть такое?!
Последнее - внешний вид главного героя. Конечно, это не могло быть задумкой режиссера, и в целом герой положительный. Но его одежда, особенно то, как он носит шапку, которую, кстати, не оставляет, даже переодевшись в хороший костюм, и бритая голова все время напоминали мне наших родных гопников.
Справедливости ради надо отметить, что режиссер фильма - Дагур Кари Петурссон, а сам фильм снят в 2003 году и получил несколько наград на Европейском фестивале дебютного кино.
Итак. Очень хорошее кино, которое приятно смотрится. В нем есть много интересных, нестандартных, привлекающих внимание сцен. Весь фильм снят в сине-зеленых тонах, создается ощущение почти монохромности, из общей массы выделяется только один цвет - красный. Вообще цветовые акценты расставлены очень удачно и важны для восприятия фильма. Цветные шарики (в игре, аналогичной "быкам и коровам"), кубик Рубика, лампы дома у Ноя и у его отца, устройство для просмотра слайдов - подарок Ною на день рожденья от бабушки, светофор, баранья (или не знаю, чья уж она...) кровь в огромном чане - все эти всплески красного цвета отражают восприятие Ноем жизни, символизируя то ли смерть, нависшую над городом, то ли невысказанную любовь.
На мой взгляд, такой неоднозначный характер имеет прежде всего сцена с кровью. Здесь можно усмотреть параллель с лавиной, внезапно накрывающей город в финале картины, но можно расценить это и как бурный поток чувств и эмоций, сдерживаемый главным героем, но вырывающийся на свободу.
Есть в фильме и странные эпизоды. К ним можно отнести, например, сцену, где бабушка Ноя делает гимнастику. Она вообще персонаж очень своеобразный, у нее, кажется, отношения с миром складываются тоже не как у всех, так что и ее можно назвать белой вороной. В основном это проявляется в ее манере говорить с людьми, но в сцене с танцем это проявляется пластически.
Другой странный эпизод - неудачная попытка ограбления. С одной стороны, эта сцена, наверное, отражает реальное положение дел в небольших городках, где все друг друга знают. С другой стороны, она вместе с рядом других сцен показывает невозможность что-либо поменять. Ной делает много вещей, идущих в разрез с общественными нормами, но это ни к чему не приводит. Правда, из школы его все-таки выгнали, но это, похоже, не входило в его планы. В фильме фигурирует песня про малыша из Чикаго, она возникает в связи с отцом Ноя, и сам Ной, то ли осознанно, то ли подсознательно, пытается повторить ее сюжет, но через короткое время все снова возвращается к status quo. Тяга к дальним странам, которая не раз упоминается в фильме, похоже, только его одного способна подвигнуть к каким-то действиям. Его отец постоянно носит гавайскую рубашку, в доме у Ноя (очевидно, прежнем доме его отца) на обоях тоже пальмы, и на день рождения он получает торт с пальмами, а также стереоскоп с диафильмами, изображающими жаркие страны. Но отец Ноя пьет и, видимо, на большее не способен, хотя осознание беспомощности и заставляет его злиться на весь мир, Ирис отказывается бросить все и уехать на краденой машине... Окружающие, кажется, вообще стараются не замечать каких-либо попыток Ноя осуществить свою мечту.
В итоге непонимание других людей, ведущее к желанию Ноя уединиться, как бы исчезнуть из их жизни, приводит к неожиданному финалу. Ною нагадали смерть, и действительно, только она его и окружала, по крайней мере так можно было бы подумать. Но лавина, снесшая все на своем пути и не добравшаяся только до места уединения Ноя, меняет все. Его старый мир уничтожен. Он возвращается к останкам своего дома и смотрит в стереоскоп - единственное вещественное напоминание о его родных и о его мечтаниях. Теперь он остался один, возможно, навсегда. Но было ли это тем, чего он на самом деле хотел?
Отдельно хочется сказать о музыке к фильму. Внутрикадровая и закадровая музыка резко отличаются по стилистике, подчеркивая непохожесть внутреннего мира Ноя на окружающий мир. Причем закадровую музыку написал и сыграл сам режиссер фильма со своей группой Slowblow. Это неудивительно, ведь в Исландии чуть ли не каждый житель играет на каком-то инструменте или поет, но, думаю, такое совмещение ролей должно в результате приводить к стопроцентному соответствию музыкального ряда замыслу режиссера.