Шапито-шоу

Jul 25, 2013 00:15

Фильм смотрела больше года назад. Сейчас воспоминания о нем похожи на цветовые пятна, размытые границы которых иногда складываются в силуэты главных героев.
Вообще я не хотела его смотреть. Но мне посоветовал режиссер, у которого в театре я работаю, а его мнение является для меня авторитетным. Ну и, собственно, вот что я подумала сразу после просмотра (и написала в другом месте, а теперь дублирую сюда):

... потраченного времени я не жалею, хоть фильм и идет долго. По крайней мере, это любопытно, а местами даже вполне неплохо.

Хотя фильм позиционируется как музыкальная кинокомедия с элементами драмы, я бы сказала, что драмы там все-таки больше, чем комедии. Несмотря на абсурдную комичность многих ситуаций, общий настрой гнетущий и мрачный. Прямо-таки "все ведь прогнило у нас в Датском государстве, все гниет и разлагается!" И философия, вложенная каждому из персонажей, гипертрофирована и также доведена до абсурда. Каждый из вариантов, рассмотренных в фильме, приводит в тупик. Но мне кажется, что в данном случае это говорит лишь о том, что любая чистая идея неприложима к жизни в том виде, в каком она создается в сознании человека. Всегда есть факторы, просчитать которые невозможно, по большому счету только эти факторы и есть настоящая реальность, все остальное существует только внутри нас. И забывать о том, что снаружи тоже кое-что есть, нельзя.

В фильме большинство конфликтов происходит как раз из-за столкновения внутреннего с внешним, несовпадения ожиданий с реальным ходом событий. При этом мало кто из персонажей вызывает симпатию. Вероятно, причина этого в том, что при столкновении с реальностью они пытаются не установить с ней контакт, а вогнать ее в рамки своих понятий и предубеждений. Поэтому та липкая ложь, в которой герои обвиняют своих спутников, исходит скорее от самих героев. Им никто не желал зла, просто они не смогли увидеть, услышать и понять окружающих.

Поэтому они пытаются выразить себя в воображаемых выступлениях в шапито. Потом они придут в это же шапито и из зала будут смотреть настоящее шоу. Это позволяет сплавить внутренний и внешний пласты фильма, превращая каждого из героев в артиста шапито. Таким образом, полосатый полотняный шатер включает в себя все происходящее - а может, за его пределами вообще ничего и нет? Особенно если учесть, что именно пожаром шапито заканчиваются все истории, а у последней нет даже эпилога. В "Сотрудничестве" пожар ставит жирную точку.

Сами номера в шапито вызывают ассоциации с подобными вставками у Линча, особенно в "Голове-ластике", и там эти интерлюдии мне казались более уместными. В "Шапито-шоу", хоть они и являются неотъемлемой частью картины уже из-за одного лишь названия, они смотрятся несколько нарочито и неестественно. Кажется, они призваны раскрывать идеи режиссера, но слишком выделяются из повествования, чтобы стать чем-то большим, чем просто эпатажные иллюстрации.

Понравился в фильме звук. Приятно звучат шумы, несколько раз было желание потянуться за мобильником, когда звучал виброзвонок у одного из героев в кадре. Да и вообще звучание объемное, реальное, а главное, не кажется стерильным, слишком уж очищенным и правильным. Не знаю, писали чистовой звук или переозвучивали, но звукорежиссеры со своей задачей справились. Хотя музыкальное сопровождение, конечно, не понравилось совсем. Пыталась оправдать его с точки зрения стилистики, но все равно как-то не очень прониклась. Поскольку музыка играет в фильме немалую роль, это не очень приятный момент.

Последнее, о чем хотелось написать, - мысль, которая показалась мне, пожалуй, наиболее интересной, объединяющей все 4 части. Хоть мне и было крайне неприятно смотреть последнюю новеллу, "Сотрудничество", по личным причинам, она произвела на меня сильное впечатление. Идея, которую провозглашает молодой продюсер Сергей Попов, является основополагающей не только для его проекта "эрзац-звезда", но и для самого шапито, где артисты выдают себя за других людей. Да и не только в шапито людям приходится надевать маски, на протяжение всего фильма каждый пытается быть не тем, кто он есть на самом деле. Вопрос в том, кто позволяет себе не делать этого. В конце концов оказывается, что не бывает людей, которые могут быть тобой самим лучше, чем ты. После пожара, уничтожающего шапито, только и начинается настоящая жизнь.

старое, про кино

Previous post Next post
Up