Японские впечатления - театр Кабуки

Nov 02, 2010 12:31

Полюблю ли я японский театр, как любит его японский народ? Этот вопрос я задавал себе, заказывая билеты на спектакль театра "Кабуки". Сомнения тревожили и глодали.
- Пять минут, максимум - сказал гид. -  И ты выскочишь из зала, как пробка из подогретой бутылки шампанского. Гайджины не приспособлены к восприятию японской культуры.
Страсть к неизведанному победила. Тем более,что после прослушивания китайской оперы два года назад, я уже не ждал бОльших сюрпризов от восточных цивилизаций.



Зал был забит до отказа. Большинство женщин одеты в кимоно. Я взял наушники,  в которые транслируется перевод на английский. Занавеса нет. Красивые декорации. Билеты продаются на целый день. С небольшими перерывами один за другим идут несколько спектаклей. Всё эт длится 5-6 часов. Считается нормальным выходить и заходить во время представления. Я высидел первый, полуторачасовой спектакль, и, если бы не заранее спланированная альтернативная туристическая программа, остался бы на продолжение.

Актёры играют хорошо, но система Станиславского не прижилась на японской почве - все монологи произносятся в зал. Публика реагирует очень живо, аплодирует особо удачным репликам, радостно смеётся в неожиданных (для меня) местах. Например, невероятный хохот вызвал следующий диалог отца и сына. Сын говорит с ленинской интонацией:
- Отец, мне кажется нужно всё сделать по-другому.
Отец, явно не зная, что ответить, несколько раз открывает рот, но тутже закрывает. Наконец говорит:
- Сын, тебе надо помыться.
- Отец, я не знаю, почему мне надо помыться. Ведь я делал это совсем недавно. Но если Вы считаете, что мне надо помыться, я немедленно иду в ванную.
Громкий смех и продолжительные аплодисменты зала.

Все женские роли исполняют мужчины. Роль главной гейши исполнял милый мужичонка, который непрерывно стрелял глазками в разные стороны и замирал в призывных позах, отклячивая изрядной толщины седалище и мелко обмахивая себя веером. Тем не менее, любовь главного героя к этому страшилищу была искренней и заставила меня сопереживать.

Содержание пьесы крутится вокруг планов обедневшего самурая получить должность у шугуна (сёгуна) Токио в управлении строительства. Всё это делается для того, чтобы заработать денег на образование любимого сына, которого в связи с рано проявившимися талантами, хотят у него забрать во дворец.  Самурай приглашет на ужин помощника шугуна (министра строительства), который приходит со своими помощниками и начинает издеваться над бедностью самурая. Всё это напоминает сцену обеда у Карандышева в "Бесприданнице". Но, гордый самурай произносит прочувствованный монолог о том, что он хоть и бедный, но это не повод его обижать (пятиминутные бурные аплодисменты) и налаживает по балде одному из начальников. Самурая хватают, ему грозит смерть. Вдруг появляется толстая тётка (играет мужик), прибежавшая на шум. Тётка оказывается не простой - она одновременно является сестрой самурая, с которым её разлучили в детстве, забрав во дворец, и воспитательницей императора. Она быстро всех ставит на место - спасает жизнь самурая, но ценой этого спасения становится согласие на перевод самурайского сына во дворец. Появляются рикши, которые уносят сына под музыку. Пока они носят его по залу, по проходам, голос за  сценой сообщают, что он стал одним из главных политиков во времена реставрации Мэйдзи.
Любовная линия также присутствует. В гейше, пришедшей с начальниками, самурай узнаёт свою юношескую любовь. Оказывается он когда-то украл девушку из дома, поселился с ней за городом, а потом неожиданно исчез. Она, не имея средств к существованию, подалась в гейши. И на этом поприще достигла невероятных успехов - её клиентура - шугун и его приближённые. Несмотря на удачную карьеру она продолжает сердиться на самурая. Но тот всё объясняет -чтобы содержать её, он украл деньги у своего отца, которому нечем было заплатитьшугуну налог, отчего он сделал харакири. Обиженные близкие самурая его поймали и заперли в доме, так что он никак не мог к ней вернуться, а вырвавшись уже не нашёл её в их гнёздышке.
Финальная сцена спектакля очень трогательна. Сына уносят во дворец. Самурай с гейшей остаются на сцене, украшенной цветущими сакурами. Начинается дождь. Гейша открывает зонтик над собой, а потом, изрядно поколебавшись, прижимается к самураю так, чтобы и на него дождь не попадал.
- Я сегодня поняла, - говорит гейша. -Что ты бываешь не только плохим, но и хорошим,
- Даже небо, - отвечает самурай. - Даже небо не знает, когда будет светить солнце, а когда пойдёт дождь.
Гейша прижимается к самураю, и они под ручку медленно идут под зонтиком через сцену. И тут самурай произносит финальную фразу:
- Даже не знаю, как я расскажу обо всей этой истории жене.

japan

Previous post Next post
Up