Аида из “Ла Скала”

Jul 24, 2009 00:14

Продолжаю  попытки возродить древнее искусство критики. Для любителей  наблюдать за кровавыми сценами, предлагаю сходить по ссылке на предыдущую рецензию  http://community.livejournal.com/afisha_il/1636062.html?view=3530974#t3530974 .
Я подвергся там  нападению диких музыкантов, которые сказали мне, что пока я не научусь хорошо играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, мне лучше бы помолчать. Ибо не ведаю, что творю. Так как мне нечего ответить,  приведу анекдот, подслушанный у anchipolovsky :

Двое познакомились, Она его спрашивает: “А чем Вы занимаетесь?” - Я? Я - джазовый музыкант. - Ой! Как интересно! Эти ваши импровизации, полиаккорды и квартаккорды, тритоновые замены, пентатоника, блюноты, синкопы, модулирующие секвенции, двухплановые параллельно-гармонические соединения стандартаккордов?  Я в этом ну совершенно не разбираюсь!!!

К окончанию взаимоуважительной дискуссии мы снова стали друзьями. А Рома Алексеев даже придумал несколько новых программ, которые мы скоро все услышим! Ура! Вот она - благотворная критика!  А я снова повторю, что с удовольствием читал бы здесь мнения  других.

Теперь - про “Аиду”, которую к нам привезла “Ла Скала”. Привезли всё, включая оркестр, хор, декорации. Постановка Дзеффирелли. Зал был битком. За нами сидел египетский посол, пришедший, чтобы поболеть за своих. Его жена была в платке - первое появление, на моей памяти, женщины в традиционном мусульманском наряде в нашей опере. Посол явным образом был на оперном представлении в первый раз в жизни. Зато неоднократно бывал на футболе. В неподходящие моменты вскакивал, поддерживая аплодисментами певцов и музыкантов. Воспринимал взаимоотношения египтян и эфиопов, как дипломат,  без аффектации, но лично и с пониманием контекста конфликта. Перед спектаклем диктор объявил, что он посвящается годовщине подписания Кэмп-Дэвидских соглашений. А потом вдруг вскрикнул “Аида - за мир”. Прозвучало это очень похоже на “Аиды за мир”, что отражало некоторую несбалансированность подписанного. В театре ещё было множество членов Кнессета, которые, как сегодня выяснилось, сбежали с голосования по земельной реформе. Неужели им до такой степени было в тягость голосовать?  Джуди с Сильваном Шаломом исчезли после первого действия, что не удивило. Кажется, им билеты оплатили из народных денег.

Собственно спектакль стал грандиозным финальным аккордом самого замечательного на моей памяти сезона в нашей опере. Три жемчужины - “Мефистофель”, “Тоска” и “Богема”  (см. рецензии в http://litsyn.livejournal.com/tag/opera) были увенчаны благородным бриллиантом.

Постановка, даже для Дзеффирелли, поражающая пышностью. Великолепно выстроенные мизансцены. Прекрасные декорации. Ну, и как же без лошадей, на одной из которых вывезли Радамеса-триумфатора. Просто великолепный хор. Безупречный в чистоте исполнения и актёрской выучке.

Замечательный оркестр. Дирижировал Омер Велбер, молодой израильский дирижёр и ассистент Баренбойма. Несмотря на то, что он не всегда замечал, что оркестр слегка заглушает солистов, заслуживает высокой оценки.  К постановке есть только одна претензия - в спектакле было три перерыва, шёл он четыре с половиной часа. Понятно, что требовалось много времени для смены декораций, но из-за длинных пауз терялся темп представления.

Певцы. Я не могу однозначно оценить их. Осталось впечатление, что они не полностью смогли раскрыться. Радамес (Сальваторе Лиситра) - хороший тенор, с ровным и сильным тенором. К сожалению, он маленький и пузатенький, что уже вышло из моды. В первой арии, в самом начале оперы, он завалил финал, неправильно взяв дыхание. Так, что пришлось досипеть фразу до конца. Остальное спел очень хорошо. Амнерис (Екатерина Губанова из России) - меццо. В первых двух действиях я гадал, куда делась великолепная певица, певшая в “Реквиеме” Верди в парке? Почему голос столь глух? В третьем действии певица неожиданно преобразилась и запела так, как от неё ожидали - сильным и глубоким, хорошо окрашенным голосом. Стали понятны все комплименты, расточаемые ей в последнее время. Аида (Виолета Урмана из Литвы) - начала петь слишком низко, сказалось то, что в прошлом она была  меццо. Потом ушла вверх, распелась, и распелась замечательно. Оказалось, что она  пела с температурой, о чём не преминул сообщить в перерыве диктор. Размеры Аиды и Радамеса не очень соответствовали. Хорошо хоть они в финальной арии полулежали в подземельи, что скрасило разницу в росте.  Из остальных отмечу Главного Жреца - обладателя густейшего мощного баса.

В целом, ощущение осталось очень праздничное. Оценка - 5. 

opera

Previous post Next post
Up