Jan 26, 2009 23:02
Побывал сегодня на конференции "Приоритет образованию" (дословно на иврите "Образование в голову"). Конференция планировалась как возможность столкнуть трёх претендентов на занятие места премьер-министра в следующем правительстве. Иначе они бы и не встретились нигде, так как Ливни и Барак боятся выступать в дебатах, а Нетаниягу боится испортить высокий рейтинг. Ну вот они поочередно и выходили на сцену, чтобы рассказать, что делать с образованием. Началось всё с Шломо Доврата, большого и толстого, который выспался на мне в полёте в Пекин 7-го августа. Дело в том, что кресла в "Эль-Але" сейчас научились делать так, что они в раскрытом состоянии почти горизонтальны, а если в таком кресле оказывается большой и тяжёлый, то он (она) просто возлежит на соседе сзади. Этим задним соседом я и оказался. Вид у Доврата был вполне выспавшийся.
Кандидаты выступали один за другим. Барак зашёл в зал в середине выступления Ливни, и повернувшись к ней задом начал жать руки всем VIP, сидящим в первом ряду. Во время выступления Нетаниягу какие-то недоросли в маечках с надписью "Авода" развернули плакаты "Биби боится Барака".
Причём их места находились прямо передо мной, их фотографировали, так что есть шанс появиться в завтрашних газетах. Когда охранник стал отбирать у них плакаты, мой сосед начал вопить на охранника: "Зачем детей обижаешь?" Обиженные дети интенсивно размахивали руками, и охранник случайно ударил носом по руке одного из них. Потом они вывели охранника из зала. И не вернулись.
Все приводили в пример Финляндию и Южную Корею, в качестве образца для подражания. У меня был опыт с образованием в обеих странах, и я не поверил.
Лет пятнадцать назад я был в городе Турку, старой столице Финляндии. Мой коллега попросил меня дать одну лекцию для студентов. И предложил это сделать на одном из занятий по теории информации и кодирования, которые он преподавал. В качестве темы я предложил "Что мы знаем, и что хотели бы узнать о кодах БЧХ" (название не имеет значения для дальнейшего). - Отлично, - сказал коллега. Я как раз к тому времени объясню им, что такое БЧХ. В назначенный день я зашёл в аудиторию, где на меня с интересом глядели больше сотни пар прозарачно голубых глаз. Лекция прошла великолепно, студенты внимали и записывали за мной. Поняли всё, даже вопросов не было. - Отличная лекция, - сказал мой коллега. Кстати, забыл тебе сказать, что я немного запаздываю по сравнению с планом, и не успел рассказать, что такое БЧХ. - Тогда они наверное просто не понимали даже, про что я им говорю. - Наверняка, - сказал коллега. Я не стал задавать больше вопросов, да и зачем было нарушать местные традиции.
С южнокорейским студентом мы учились на курсах иврита в университете. Он старательно строчил в своей тетрадке. Учительница всё время пыталась нас разговорить, и приставала с вопросами, на которые мы должны были поочерёдно отвечать. - Что вас больше всего удивило в Израиле? - спросила она. Все начали предлагать варианты. Меня удивили красивые девушки. Это было неправдой - они не удивили меня, я был в целом готов к увиденному, и воспринимал увиденное как должное. Но из всего удивительного, только это вписалось в мой ограниченный словарный запас. Наконец очередь дошла до корейского студента. Он долго отказывался, но учительница настояла на своём. - Меня больше всего удивило, - сказал он на иврите, - что можно разговаривать с учительницей.
На конференции рядом со мной сидел гуманитарного склада человек. Когда Нетаниягу выступал, он изо всех сил демонстрирoвал сидящим по-соседству своё презрение. Он подхихикивал после каждого предложения, а в каждой образовавшейся паузе считал необходимым громким шёпотом сказать: Ну и глупость!
Я вспомнил, как на заре жизни в Израиле попал на местную конференцию по теории связи. Рядом со мной сидел русскоязычный человек, который с первой же минуты начал нашёптывать мне на ухо, что он по поводу всего это думает. Было не совсем понятно, зачем он пришёл, так как ни на одном языке, кроме русского не понимал. Выступал Яков Зив, учёный с мировым именем, за которым числилось не одно открытие. В частности изобретённый им способ сжатия информации изпользуется в любом компьютере. Мой сосед послушал несколько секунд неведомые звуки и припечатал: "Ну и местечко!"
texts