Студия раннего развития "Жабуляка"

Feb 15, 2015 20:50

Оригинал взят у zhabulyaka в Монтессори или не Монтессори?

Что такое педагогика Монтессори?

В чем особенность данной системы воспитания детей?

Как реализовать подход Монтессори при занятиях с маленькими детьми от 1 года до 3 лет?

Сегодня Монтесcори - стало модным и популярным словом. Пожалуй, нет ни одного детского центра в Приморском или Выборгском районе Санкт-Петербурга, который не заявлял бы, что работает на основании методики Монтесcори.

При звонках в нашу Студию раннего развития «Жабуляка», родители малышей также очень часто спрашивают, используем ли мы в своих занятиях с детьми от 1 года до 3 лет методику Монтесcори? Правильный ответ - и да, и нет.

И здесь нет никакой хитрости или уловки. Просто, у меня в этих случаях возникает встречный вопрос: а что Вы понимаете под методикой Монтесcори?

Если Вы имеете в виду, что система Монтесcори - это некий набор определенных действий, заданный перечень игр или особые развивающие игрушки, необычная мебель или инвентарь - то нет, ничего такого, на чём бы стоял штамп «Монтесcори» - у нас нет. Как нет некой искусственной «развивающей среды», подразумевающей наличие каких-либо предметов, аккуратно сложенных в определенном месте, способных обеспечить развитие ребенка.

Потому что, на наш взгляд, суть педагогики Монтеcсори - совсем не в этом.

Определение методики Монтеcсори, как системы развития детей - это, как нам кажется, слишком узкое определение. Потому что Монтесcори - это целая философия взаимоотношений взрослого человека и ребёнка. Это особая, совершенно иная жизненная парадигма, главным посылом которой является устранение различий и устранение неравенства между взрослыми и детьми.

Монтесcори как бы учит нас, что никаких взрослых и детей - нет. Есть один человек, и есть другой человек. Просто один из этих людей имеет больше навыков, обладает чуть большим опытом, чем другой. И поэтому он может не учить - нет! - а помочь второму человеку освоить эти навыки.

То есть, привычная нам система жизни укладывается в следующую схему: ты - маленький, я - большой, поэтому, делай вот так и вот эдак! Делай, как я сказал! Делай, как я считаю нужным и правильным!

Подход Монтесcори совершенно противоположен традиционному, в нашем понимании, обучению, с его обязательными - иди сюда, делай так!

Описать его можно при помощи такого примера.


Предположим, есть два взрослых человека, абсолютно самостоятельных и абсолютно равных по статусу. И один из них умеет кататься на велосипеде, а другой - нет. Соответственно, первый человек может вежливо объяснить второму основные принципы езды на велосипеде и может предоставить сам велосипед для первых практических опытов. При этом, если он начнет ставить ноги «ученика» на педали, будет пробовать крутить их, станет толкать велосипед с седаком вперед - то, с высокой долей вероятности, это не приведет к успеху и только оттолкнет «ученика» от подобного рода занятий. Совершенно очевидно, что «ученик» может научиться кататься на велосипеде только сам, а «инструктор» может лишь помочь ему в этом ненавязчивыми советами и деликатной поддержкой.

А теперь представьте, что такая деликатная и ненавязчивая система обучения распространяется не только на велосипед, а на все прочие аспекты жизни. Ребёнку предоставляется максимальная свобода действий и взрослый человек может только подсказывать, как поступать в той или иной ситуации. Данный принцип должен выполняться независимо от вида занятий и развивающих игр, будь то упражнения на развитие мелкой моторики, развитие речи или опорно-двигательной системы.

Безусловно, родителям бывает очень тяжело приучить себя к мысли, что нужно позволять ребёнку действовать самому. Им кажется, что, налагая запреты, они оберегают малыша или же, наоборот, приучают к дисциплине.

Однако, на самом деле это - ошибочный путь. Совсем необязательно стремиться передать малышу весь свой жизненный опыт. У Вашего ребёнка - своя собственная жизнь и Ваш опыт может оказаться для него бесполезен. Более того, действительную ценность для человека имеет только тот опыт, который получен им лично.

Что взрослому, что ребёнку можно часами говорить - не трогай это, ты обожжешься! Но человек (так уж он устроен) всё равно будет тянуть руки. А вот обжечься по-настоящему достаточно один раз и человек больше не подойдет к опасному объекту.

Вспомним знаменитую фразу Стругацких: «Потому что волчица говорит своим волчатам: "Кусайте как я", и этого достаточно, и зайчиха учит зайчат: "Удирайте как я", и этого тоже достаточно, но человек-то учит детеныша: "Думай, как я", а это уже преступление...»

Пытаться сделать из маленького ребёнка свою точную копию - это действительно преступление! Необходимо понять очень важную и очень простую вещь - ребёнок с самого раннего детства является личностью, является индивидуальностью. Его мнение может не совпадать с вашим и он имеет полное право на свою собственную точку зрения.

Именно поэтому педагогика Монтесcори - это не просто развивающая система, а принципиально иное мировоззрение. Если следовать ее принципам, родители или педагоги должны дать ребёнку не заданную схему занятий или не конкретный вид или тип игрушек - они должны дать свободу выбора. От них, как от наставников, не требуется принуждать малыша к выполнению чего-либо или не выполнению чего-либо. Родители должны обеспечить максимально широкий выбор вариантов действий и далее не препятствование к выбору ребёнком того или иного действия.

Я не даром очень часто употребляю словосочетание «совершенно другая» или «принципиально другая» в отношении философии взаимоотношений Монтесори, потому что это действительно прямо противоположная система выстраивания взаимодействия между людьми по сравнению к той, в которой мы все привыкли находиться.

Все мы росли и учились в советское или постсоветское время и наша среда воспитания и развития по своим правилам была прямо противоположна основным принципам, о которых говорит Монтесcори. Мне сейчас не хотелось вспоминать о каких-то крайних ситуациях, достаточно сказать об общем принципе уравниловки - ходить в форме, читать заданные программой книги, не писать левой рукой, а только правой. Основная проблема здесь не в том, что нас учили плохо или учили чему-то плохому. Нет! Просто, система была выстроена на навязывании правильной точки зрения, вместо того, чтобы научить воспитанника думать самостоятельно и самостоятельно искать правильные ответы.

Поэтому нам сложно бывает понять и принять педагогику Монтесcори в ее реальных границах, как системы мировоззрения, как системы существования социума и взаимоотношения взрослых и детей и мы видим ее просто как некую методику воспитания. Система Монтесcори подразумевает, что вы относитесь к своему ребёнку, так же как к взрослому человеку и предоставляете ему право выбора.

Отсюда и объяснение нашему неоднозначному ответу - используем ли мы в своих занятиях методику Монтесcори? Да, используем - потому что развивающие занятия в студии «Жабуляка» предлагают малышу большое количество вариантов действий и полную свободу выбора. Нет, не используем - потому что Монтесcори - это не вид развивающих занятий, а философия взаимоотношений между людьми и она не может начинаться или заканчиваться на пороге детской развивающей студии.

Нельзя привести ребёнка на два часа в неделю позаниматься Монтесcори, а потом дома бить его по рукам, за то, что он полез не в тот шкафчик. Или ругать его за то, что он взял телефон, объясняя при этом, что это - игрушка только для взрослых, а ему, такому маленькому, её трогать нельзя. При такой ситуации - никакое Монтесcори будет не в прок! В ребёнке будет подавляться всякая инициатива. Ребёнок должен быть уравнен в правах со взрослыми, прежде всего, в своем собственном доме, а уже потом - на занятиях и в детских студиях.

Поэтому, мы рекомендуем не только водить малышей на развивающие занятия, но, прежде всего, самим родителям как можно больше заниматься с детьми, предоставлять им как можно более широкий выбор и, не столько развивать их, сколько помогать им в саморазвитии!

Помните! - «Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться» (Махатма Ганди).

Светлана Лукьянова, руководитель студии "Жабуляка"

Студия раннего развития "Жабуляка"

мелкая моторика, центр раннего развития, Выборгский район, развитие речи, Приморский район, развивающие занятия, студия раннего развития, дети от 1 до 3

Previous post Next post
Up