Литразбор - Александр Пантелин "Тяжелая вода". "Из глубины воззвах..."

Nov 04, 2013 02:17


ИЗ ГЛУБИНЫ ВОЗЗВАХ...
(о романе А.П. Пантелина "Тяжелая вода")Александр Петрович Пантелин - человек, может быть, и не новый на литературном горизонте Оренбуржья, однако широкому читателю малоизвестный.
Литературных премий не получал, на великосветских тусовках не засветился, героем жёлтых газет не был.
Вместе с тем, писатель, не отвлекаясь на окололитературную шелуху, активно и продуктивно работает. Доказательством этому является публикация в 2013 году романа «Тяжелая вода».


Как следует из аннотации, Александр Петрович Пантелин родился в 1961 году в Оренбурге. Окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Служил на тяжелом подводном ракетном крейсере стратегического назначения «Акула» на Северном флоте.
Печатался в газетах «Вечерний Оренбург», «Южный Урал», коллективных сборниках, альманахе «Гостиный Двор». Автор четырех детективных романов.
Вполне достойная жизненная и писательская биография. Слава, премии, признание, письма поклонников - всё это у Пантелина впереди, потому что это - производные таланта, который чувствуется в каждой строке его нового романа.
Жалко только, что роман издан мизерным тиражом - 100 экземпляров. Не каждый, даже прочитавший эту рецензию, сможет ознакомиться с романом. Дадим автору крамольный совет - поправ свои авторские права, выложить текст в интернете. Всё равно писательством не прокормишься, а читателей можно завоёвывать не только бумажной книгой, но и на просторах интернета.
Впечатление от романа портит лишь множество опечаток - это вина издательства, не удосужившегося откорректировать произведение.
«Тяжёлая вода» - роман не только бытовой, но и мировоззренческий. Действие романа происходит в переломное для нашей страны время - в 1990 - 1992 годы.
С точки зрения даже искушенного читателя, роман интересен изображением будней моряков-подводников, мелкими подробностями их боевого дежурства.
Автор нашёл интересный ход для того, чтобы ввести читателей в узкопрофессиональный мир подводной лодки.
Роман начинается с того, что на подводную лодку направляется писатель Валерьян Степанович Соловейко - для сбора материала. Писатель вместе с моряками отправляется в «автономку», то есть ему предстоит находиться на лодке несколько месяцев, без всплытия. Новому человеку на корабле устраивают нечто вроде экскурсии, знакомят его (а на самом деле - читателя) с правилами подводного бытия, устройством корабля, распорядком дня, затрагиваются вопросы питания, отдыха, безопасности.
В романе есть и побочные сюжетные линии, придающие произведению многоплановость. Это - история отношений Новосёлова и Вероники, Андрея Безбородова, порвавшего с прежней супругой ради новой любви - Елены,
Автор - сам бывший подводник - знаком с предметом романа не понаслышке, поэтому его повествование о корабельном быте - подробно, детально, интересно.
В романе хорошо выведены герои - их характеры, манера речи, поведение - всё разнообразно и психологически верно. В плохой прозе все герои разговаривают одинаково, Пантелин же для яркости и непохожести речи вводит национальный колорит, например, в речи азербайджанца Гейдара, украинца Жуйко.
Самым ярким персонажем является командир подводной лодки Супонь - несгибаемый, жесткий, хотя и человечный офицер.
Роман, как любое добротное произведение, не лишен юмора. Так, капитан Александр Александрович Новосёлов, желая произвести в театре впечатление на новую знакомую стюардессу Веронику, «заказал» за бутылку у работника сцены Валеры монолог следующего содержания: «Уважаемые товарищи! В нашем зале присутствует помощник военного атташе Норвегии Александр Александрович Новосёлов! Поприветствуем дорогого гостя!», за что поплатился тремя сутками гауптвахты.

Политической сатирой является фигура бессильного замполита Марка Захаровича Залевского, столкнувшегося с саботажем политзанятий и выходом из КПСС личного состава.
События на лодке накладываются на политические происшествия в стране, так, читатели снова вспоминают и наблюдают вместе с моряками и балет «Лебединое озеро», и призывы ГКЧП, и падение КПСС.
По ходу сюжета из просто бытописания роман превращается в драму. Тяжелым предвестником является гибель капитана-лейтенанта Львова и капитана третьего ранга Бугаева в пламени корабельного пожара, остановленного лишь фреоном.
Лодка поставлена на ремонт, а командира Супонь одолевают нехорошие предчувствия. Впрочем, есть от чего. Налаженный, выверенный до винтика механизм жизни подводников постепенно ломается.
В 1992 году, по свидетельству автора, «нормой жизни стало - «прибыль любой ценой». Имеющие деньги и власть первоначальный сбивали капитал. Черные сети рыночных отношений накрыли и военные округа, и флот».
В новых условиях по-новому проявил себя и замполит - продал имущество, скупил у офицеров и матросов ваучеры, в конце концов, ушел с корабля в заместители отдела банка (председателем совета директоров которого стал инспектор ГПУ, ранее показанный в романе).
Повсеместное нравственное разложение  доходят до предела - старший лейтенант Игнатьев оказался замешан в преступной группировке,  воровавшей солярку с подлодки.
Новоселов, уволенный в запас после выходки в театре, также включается в рыночные отношения, строит свой бизнес. Его друг Безбородов сразу же чувствует перерождение товарища, отчуждается от него.
Наконец, является комиссия для осмотра всех наличных подводных лодок дивизии. Супонь знает о существовании тайного приказа об окончательном выводе одной лодки из состава флота.
Сухо и равнодушно звучит приговор адмирала: «Что ж, Григорий Кондратьевич, есть причины, не зависящие от нас, к сожалению... - Корабль ваш славно послужил флоту, стране. Но обстоятельства, недофинансирование, в общем, под сокращение мы планируем вашу лодку».
Командир Супонь из последних сил пытается отсрочить гибель корабля. Обращается во все инстанции, но слышит один ответ: «мы поговорим, но ничего не обещаем».
Наконец, от отчаяния решает сам собрать 150 миллионов рублей, необходимых для перегрузки реактора.
Кажется ему, что спасение - в банковском воротиле, бывшем замполите Марке Захаровиче. Однако экономист Залевский мыслит новыми категориями и отвечает командиру, что кредит на такую сумму выдать не может, поскольку Супонь не может представить должного обеспечения.
Здесь автор несколько сгустил моральные оценки поступка Залевского. По тексту романа выходит, что бывший замполит поступил низко, однако, его поведение вполне разумно, кроме того, Залевский - не хозяин банковских денег («Совет директоров, боюсь, не одобрит»).
Да и не дело частным банкам спасать государственный флот или заниматься благотворительностью.
Наступили последние дни подлодки. К мучительному ожиданию конца присоединяется и семейная беда капитана - его сын Юра, гордость и предполагаемый продолжатель династии, по совету матери и её брата, бросает военно-морское училище и переходит на «перспективную» работу - менеджером по реализации. Супонь бросает своей жене: «Ты предала меня, Элеонора, через сына предала».
Лодка проследовала на судоремонтный завод.
Бригада ремонтников приступила к разбору корабля. «Бурная, не щадящая сила разрушения добралась до жилых отсеков. Затрещали перегородки кают, из-под остро отточенных ножей скручивался в рулоны отдираемый линолеум, скрипели снимаемые двери».
Супонь в последний раз обошел ободранный остов корабля. Зашел в командирскую каюту и «приставил вороненое дуло в центр левого кармана, над которым четырехрядьем висели разноцветные орденские планки».
Когда умирает командир лодки - вся команда, по старому морскому обычаю, провожает его в последний путь. Съехались и бывшие сослуживцы на похороны Супонь.
Безбородов внезапно решает не уходить в отставку: «нельзя предавать, мой поход еще не закончен». Его ждёт другая вода.
На такой тяжёлой ноте заканчивается роман.

Кроме небанального сюжета, к достоинствам произведения относятся и профессиональные наблюдения автора, например, он живо описывает впечатления от необходимости существования такого количества людей на ограниченном пространстве, а также подмечает, что «электролизным» воздухом дышать тяжело - поэтому все ждут всплытия, чтобы хотя бы вдохнуть морской кислород.
В романе есть и поэтические нотки. Прежде всего, это описание природы. «Корабль идет в надводном положении. Каменистые лапы сопок, омываемые кипящей свинцовостью вод, вечно голодные, снующие над брыкастой волной жирные бакланы, ледяные строи дождя вперемежку с колкой порошей, захлестывающие серую муть небес, - что еще добавить к скучному северному пейзажу».
Роман «Тяжёлая вода» - настоящая мужская проза, в которой показано правильное отношение к работе, к долгу, к женщине и семье.
Заметны и политические аллюзии автора - подлодка, на самом деле, - это наша страна, Россия, которая по прихоти безнравственных людей, разбирается на запчасти.
Вечные истины заиграют перед читателем новыми гранями, а оценки, данные автором поступку морских чиновников, равнодушно избавившихся от подводной лодки, останутся в истории.
Будем надеяться, что скоро выйдет второе издание - с исправленными опечатками и приличным тиражом.

литразбор, проза, литераторы

Previous post Next post
Up