Литразбор - Анастасия Кольцова "Умереть за Христа" (повесть)

Oct 31, 2013 20:33


Мы представляем нашим читателям новую рубрику - «Литразбор», в которой мы будем публиковать отзывы о книгах оренбургских литераторов. Разумеется, предварительно прочитанных нами. Нет ничего удивительного в том, что многие критики работают по принципу «не читал, но осуждаю», однако оренбургская литература богата и своеобразна, многие книги стоит прочесть хотя не пользы ради, но забавы для.



Первой книгой, доверчиво распластанной под скальпелем литпрозектора, является повесть Анастасии Кольцовой «Умереть за Христа».

Анастасия - совсем молодой литератор, родилась она в 1993 году, печаталась, получала литературные премии. Сейчас Анастасия уехала из Оренбурга вместе с родителями, но литературных связей с городом не теряет.

Повесть издана под редакцией её матери, члена Союза писателей России Нины Лукьяновой в 2012 году, тиражом 1000 экземпляров, на 158 страницах, с иллюстрациями автора.

Анастасия получила поощрительную премию в номинации «Дебют» премии имени Рычкова в 2013 году.



Сюжет повести прост. Подросток Ксюша Никольская живёт в неблагополучном районе, является неформальным лидером класса. Курит, пьёт, тусуется. Чуть было не попадает в лапы к маньяку. Её заинтересовал сосед по подъезду Михаил. Ксюша разговорилась с Михаилом, познакомилась, оказалось, что Михаил - человек верующий и воцерковленный, православный христианин. Михаил читает Ксюше пару проповедей на общеморальные и церковные темы, Ксюша знакомится с кругом его общения - так называемыми «православными активистами».

Далее - Михаила убивают некие абстрактные «готы». Ксюша видит его во сне, ему хорошо. Она не может смириться с потерей, но их новой компании открывается, что Михаил - мученик за Христа.



С точки зрения стилистики, тексту явно не хватило профессиональной редактуры. Нередки неудачные, корявые выражения, например: «Ксюха почувствовала какое-то странное опустошение...», «Ксюха села за парту, кажется, даже не за свою» (с. 65).

Текст набран и напечатан несколько неряшливо, однако, это вопрос полиграфии, а не литературы.

Однако многие фрагменты, написаны живо, интересно, с пониманием быта и увлечений современной молодёжи.

Даёт о себе знать и незрелость, жизненная неискушенность автора. Всё-таки сюжет неправдоподобен. Как сказал один писатель-фантаст, написать о том, что солнце - зелёное, легко. Сложно написать о мире, где зелёное солнце будет естественным. Так и здесь - по мере развития повести видна искусственность сюжета, явная его ориентация на «православие».

Вместе с тем, православие самодостаточно и не нуждается в пропаганде через неудачные повести. Если бы Анастасия попыталась не вводить в повесть «церковный антураж», а строить отношения героев на общечеловеческих ценностях, открыв лишь в самом конце, что главный герой был не такой как все, потому что он верил в Бога, - было бы интереснее. Впрочем, не наше дело давать автору советы. Мы работаем уже с готовым текстом.

Самые удачные строки - в самом начале повести, когда Анастасия описывает «тусовочную» среду главной героини, её выходки и разгульную жизнь. Всё это сочно, верно подмечено, легко читается. С первых строк мы предвкушаем цельное произведение о жизни современной молодёжи: «Больше всего на свете Ксюха любила свободу. Проявляла её во всем: одевалась всегда с вызовом, пила, курила. Весь свой класс пить и курить научила. Красилась похлеще своей старшей сестры Ленки, известной на районе лёгким поведением» (с. 5).

«Почти весь прошлый год самая продвинутая часть Ксюхиных одноклассничков пробухала в беседке, находящейся неподалёку от школы. Вечно сидящим на лавочках бабушкам это было очень не по душе» (с. 11).

Мы ожидали от повести ряд бытовых и психологических зарисовок о школьниках, в духе более удачных вещей Насти Кольцовой, например, замечательного цикла «На Аренде».

Но Анастасии хорошо удаются лишь отрицательные персонажи (или, быть может, среда, с которой она знакома не понаслышке).

Как только автор пытается перевести градус повести из бытового в моральный, он терпит поражение.

Не удаются Насте и мини-рассуждения, которые она включает в текст от имени своих героев. В этих раздумьях выражается неопытность автора, пытающегося «объяснить» персонажей не через действия, а через наивные и не всегда подходящие к их образу мысли.

Христианские диалоги Ксюхи и Михаила несколько комичны и скучны и напоминают собой выдержки из катехизиса: «Во время каждения дьякон кланяется иконам и всем людям, присутствующим в храме. Кланяясь нам, он кланяется Божьему образу в нас. Ведь Бог создавал человека по образу и подобию своему, то есть, похожим на себя» (в тексте личные местоимения, относящиеся к Богу, даны со строчной буквы) (с. 73).

Непонятно, для чего они вставлены в текст, если для пропаганды православия, то они слишком прямолинейны и излишни. В аннотации к книге указано: «автор ненавязчиво подводит к мысли, что лишь вера в Бога способна противостоять натиску тоталитарной глобализации». Никакой глобализации в тексте повести мы не увидели, а дебилизация и маргинализация детей  рабочих окраин - явление культурного, а не религиозного плана. Ненавязчивость также отсутствует.

В повести очень много морализаторства, прямого и беспощадного. Михаил говорит Ксюхе: «Гражданский брак - это не тот, который в загсе оформляют, а просто блуд. А блуд - грех. Ты, надеюсь, ни с кем не собираешься вступать в гражданский брак?» (с. 64).

Никто не спорит с тем, что автор вправе «продвигать» в своих произведениях определенные взгляды и идеи - свободы, равенства, братства или, например, православное мировоззрение. Роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского пронизан христианской этикой. Однако в нём нет такой прямой и явной морали, она выводится самим читателем из мыслей и поступков героев. Если автор сам берётся комментировать действия героев, то читателю становится скучно, ему нечего делать в художественном пространстве произведения.

Как нам представляется, эта повесть получала высокие оценки многих литераторов лишь за её идейные, а не художественные качества. К сожалению, уровень православной прозы сейчас очень невысок, но каждого автора, пишущего по соответствующей тематике, непременно «поднимают на щит».

Впрочем, нет сомнений, что Анастасия талантлива, просто она ещё не научилась управлять своими литературными способностями, эксплуатировать их, не развила хороший художественный вкус, который должен подсказывать ей уместные слова в диалогах и жизненные сюжеты.

Возможно, Анастасии стоит вернуться к малым литературным формам, пока, до тех пор, пока жизненный и литературный опыт не позволят ей написать поистине достойное произведение.

литразбор, проза

Previous post Next post
Up