Originally published at
Блог Михаила Соловьева. You can comment here or
there.
В чём основная функция искусства? Развлекать? Обучать? Направлять? И есть ли ответ на этот вопрос?
По крайней мере, всем этим оно занимается, осознанно или неосознанно. А вот эффективность разных функций применительно к конкретным произведениям бывает очень разной, особенно там, где автор пытается целенаправленно использовать искусство в каких-то своих интересах. Как часто назидательные произведения откровенно скучны и не способны развлечь, а весёлые и легко читающиеся не несут в себе ничего важного. Редкого таланта мастера создают нечто, что обладает лёгким слогом, изящным сюжетом, - и в то же время ставит важные морально-этические вопросы, направляет мысль читателя к решению серьёзных проблем.
Боюсь, фильм французского режиссёра и сценариста Колин Серро относится скорее к варианту эдаких полутонов: с одной стороны, фильм получился достаточно лёгким, в фильме поставлены важные экологические и цивилизационные вопросы, а с другой стороны решение этих вопросов сразу же и подсказывается создателями фильма, причём во многом это решение достаточно спорное. Сюжет, в канву которого Серро вплетает свои идеи, достаточно прост: есть некая планета, отказавшаяся от технологической модели цивилизации, в то же время достигшая определённых успехов в создании цивилизации экологической. Поддерживая контакты с другими обитаемыми мирами, жители этой планеты совершают космические путешествия в создаваемых силой мысли сферах. При этом в большинстве случаев межпланетные контакты происходят с достаточно близкими им по духу людьми. И только вот с Землёй вышла незадача: она всем так не нравится, что на неё и лететь-то никто не хочет - и 200 лет никто и не летает. Однако нашлась смелая женщина, которая всё-таки решается на полёт, причём она целенаправленно хочет попасть в Париж, откуда родом была её мать. На Земле она находит восхитившие её деревья и огорчившие её грязный воздух, закрепощённых системой людей, несъедобную еду, много-много лжи и массу других проблем. В качестве решения многих из этих проблем у неё есть специальная программа, с помощью которой она может рассистемить мышление небольшого числа людей по своему выбору. Такие люди должны бы начинать говорить правду, да и вести себя неким новым образом. И вот попытка осмысления подобного типа мышления, да и вообще тех ценностей, которые человечество должно бы получить в случае отказа от технологической модели цивилизации, оказывается у Серро весьма спорной. Откровенно говоря, «рассистемленные» люди в фильме ведут себя весьма отталкивающе, чтобы не сказать больше.
Read the rest of this entry »