Выложил в
копилку два взаимосвязанных отчета -
Отчет НИБТ полигона по кратким испытаниям немецкого танка "Тигр-Б" и вошедший в него одной из частей
Отчет НИБТ полигона по испытанию снарядным обстрелом лобовых деталей корпуса и башни немецкого тяжелого танка "Тигр-Б".
Тяжелые танки "Тигр-Б", подвергнутые испытаниям, были захвачены 14 августа 1944 г. "в деревне Оглендов, севернее местечка Сташев (за Вислой)" и принадлежали 502-му тяжелотанковому батальону.
Ходовым испытаниям был подвергнут "Королевский Тигр" №502
с надписью "Слава Коробову" на стволе орудия. В настоящее время машина экспонируется в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.
В СССР трофейный "Королевский Тигр" рассматривался как модернизация основного немецкого танка "Пантера" в части усиления бронирования и увеличения калибра устанавливаемого вооружения.
На испытаниях танк продемонстрировал отменный аппетит, выкушав 971 литр топлива на 100 км пробега (топливная цистерна на прицепе за танком условно не показана) и на 113-м км испытательного пробега убил сибя абДарогу (вышла из строя правая бортовая передача). "КенигТигер" показал среднюю скорость чистого движения по сухой проселочной дороге 13.4 км/ч, среднетехническую 11.2 км/ч.
Пушка немецкой новинки продемонстрировала способность бить белку в глаз: на дистанции в километр Вв и Вб составили около 20 см, R100 < 0.7 м. Практическая прицельная скорострельность с исправлением наводки после каждого выстрела (упражнение с переносом огня по 3 целям) составило около 5 выстрелов в минуту.
Рабочие места наводчика, мехвода, заряжающего и радиста были оценены достаточно высоко, а распределение приводов управления у наводчика заслужило отдельного описания: при стрельбе с хода значительно удобнее пользоваться гидравлическим поворотным механизмом башни, имеющим ножное управление, работая правой рукой - подъемным механизмом, а левой рукой - электроспуском, расположенным спереди, на погоне башни. При этом ноги, левая и правая руки выполняют только определенные функции, что значительно улучшает удобство и ускоряет быстроту наводки. А вот рабочее место командира было оплевано: по отношению к сидению упоры для ног расположены высоко; наблюдение через смотровые приборы, из-за низкого расположения сидения и отсутствия его регулировки по высоте, производить неудобно - приходится приподниматься с сидения... обзорность из командирской башенки танка по вертикали недостаточна.
Испытанию снарядным обстрелом подвергся танк №102:
После испытаний лобовые детали корпуса и башни приняли примерно такой схематический вид:
На НИБТ полигоне сидели разумные люди, не ожидавшие от "трехдюймовки" (не говоря уж о "сорокапятке") эпических подвигов, потому в 150-мм детали, расположенные под углом 50 градусов к вертикали, их них и не стреляли - как-то не отмечалось до того за указанными артсистемами экстрасенсорных сверхспособностей пробить броню толщиною в 2-4 калибра.
Из 85-мм пушки Д-5-С-85 был со 100 м произведен в лобовой лист корпуса выстрел со 100 м штатным зарядом. Не пробил™. Борта корпуса (отчет воспоследует) пробивались с действительной дистанции 1350 м, подкрылок - с 800 м.
ЗиС-3 ни лба, ни бортов корпуса и башни ни с каких дистанций, включая 100 м, не пробила. Здесь же (к вопросу о преимуществах высокоорганизованной материи разнице в технологиях металлообработки) следует указать, что американская 76-мм пушка М1-А1 бронебойным пробила борт с 2000 м, подкрылок с 1500 м, борт башни с 1500 м.
Воздействие снарядов артсистем крупного калибра на испытуемого наилучшим образом описывается пословицей я твой дом труба шатал! - при попаданиях в лобовой лист корпуса осколочно-фугасных снарядов 122-мм и 152-мм артсистем сотрясением выводилась из строя трансмиссия и разрушались сварные швы, бронебойные снаряды разрушали сварные швы и вызывали в корпусе проломы.
В очередной раз продемонстрировали свой достаточно высокий уровень немецкие пушки - так, немецкий бронебойный 88-мм снаряд 71-калиберной пушки с 400 м пробил башню насквозьиз лобового листа в кормовой.