в рамках проекта "своя школа"
Это карта про устройство и функции нашего внутреннего компьютера - мозга, выполнена методом интеллект-карт, разработанного Тони и Барри Бюзьен. Их книга
"Супермышление" рассказывает о методе кратко, доступно, конкретно. Если заниматься этим, лучше книгу прочесть, конечно. Я же сегодня расскажу, почему ее прочесть стоит, и как мне помогает в жизни этот метод.
Карты я рисую по любому поводу: разработать проект, законспектировать лекцию, книгу, статью, написать свою статью, принять решение по тому или иному вопросу, спланировать время... Целей можно достичь множество.
Собственно, карта №1 - конспект моего мк по рисованию карт. Применение разветвлено на 7 линии.
Коротко о сути метода: вся информация, необходимая для осмысления, понимания, запоминания собирается на одном листе в краткой, структурированной, сжатой и местами визуализированной форме - в форме ментальной карты. Карты вашего мышления. Лучше, если вашей, хотя чужие карты тоже хорошо работают.
Основан метод на утверждении, что наше мышление радиантно, и смыслы на карте расходятся ветвями в разные стороны от центра, цепляя и связывая новые и новые ассоциации, как расходятся электрические импульсы от центрального объекта внимания к переферии ассоциаций.
Поскольку связи между нейронами в нашем мозгу уникальны, то и карты получаются уникальные. Есть определенные законы, по которым эти карты строятся, и если их нарушать, то карты работают хуже. Законы построения я собрала на этой карте, тоже конспект, который я беру на МК. Что показательно, спустя год-два-три я все также могу рассказывать о законах по этой карте.
В центре карты помещается "центральный образ", образ того, чему вы посвещаете карту. Он должен быть цветным, желательно объемным и ярким. От него, как от семечка, из которого растет растение, многое зависит. Кстати, часто создание образа уже дает разрешение проблемы. Есть у меня такая карта, вот она.
Собственно, дальше "центрального образа" дело не пошло. Карту начала рисовать, чтобы немного успокоить себя. Было мне тревожно, волнительно, страшно... На тот момент я официально выходила из декретного отпуска, воспитывая уже двух мальчиков. А вопросы сада решены не были, кроме того, я училась на права, и работ у меня было две, и в общем, в голове был полный кавардак. Решила как-то все это уложить, причесать. И как только я придумала образ пазла в центре карты и нарисовала отдельные кусочки, все собралось в картину. Я поняла, что меня тревожит, сколько задач передо мной стоит. И успокоилась. Как там психологи говорят? Осознание проблемы - половина ее решения? Видимо, они правы.
Создание карт - это творческий процесс, в нем много свободы. Но если не соблюдать законы, карты несколько потеряют в эффективности. К примеру, есть правило: одно слово - одна ветка, и вытекание слов одного из другого. Если оно не соблюдается, карта уже не так компактна. За это, кстати, я не так люблю
электронные инструменты создания карт. Или еще: писать нужно печатными буквами. Если писать прописными, мозг тратит больше времени на схватывание информации, расшифровывая рукописную вязь... В общем, подробнее с законами стоит знакомиться по книге (а может быть, однажды я-таки сделаю мастер-класс).
Применять карты можно для совершенно любой мыслительной деятельности. Я попробовала, пожалуй, все сферы: и конспектирование, и планирование (как стратегическое, так и ежедневное), и креатив, и заучивание... Покажу, пожалуй, карты, которые рисовала в течение нескольких лет.
Так выглядит контфликт
Это конкспект какого-то психологического абзаца. Источник не зафиксирован, но зато содержание все вот оно.
АННОТАЦИИ
Тоже конспект одной из глав книги "Супермышление", посвященной аннотированию книг.
НЕ НАДО!
Эта карта стала для меня откровением. В книге Бюзьена есть домашние задания по освоению метода. И одно из заданий: нарисовать карту, посвященную желанию что-то купить, выучить, куда-то поехать. Я решила посвятить ее изучению английского языка: как выучить, где, сколько я на это потрачу... Надо сказать, что окошко "выучить английский" все время висело в сознании. Надо выучить язык, надо выучить язык. В общем, села я рисовать. Как видете, здесь всего три ветки, и ни одна толком не проработана. Отвечая на вопрос "зачем", я вдруг поняла, что пока это мне НЕ НАДО! Что и написала наверху карты. И закрыла мысленно окошко "выучить английский". На несколько лет. Сейчас я его снова учу, но теперь уже мне это точно надо, и я знаю как это делать)))
ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ или ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ
Данной карте я посвятила очень много времени. Это самая первая большая моя карта. Здесь собраны мысли из книги о воспитании детей. Не спрашивайте меня автора, почему-то я не записала имя этой американской женщины. И название книги не записала))) Но я записала то, что было важно для меня в тот момент. Откровением этой карты стал верхний правый угол карты - вот эта стрелка цвета фуксии "задачи родителей". Эта мысль в книге не была сформулирована, и я после прочтения этой книги эту мысль не думала. "Помочь ребенку НАЙТИ себя и свое место в мире", как родительская задача, сформулировалось только тогда, когда я дорисовала карту.
К картам относятся по-разному. Одним они кажутся легкомысленными, а значит, это полная ерунда. Другим наоборот, кажется, что делать их очень трудно, и рисовать они не умеют. И у них так никогда не получится, и им иначе удобнее, к примеру, они любят списки. Ошибочка и там, и там. Создавать карты не легко, но весело! Это доставляет удовольствие, если вы умеете получать удовольствие от думания. Это сложный процесс анализа, структурирования и упаковки информации. Именно поэтому повышается запоминаемость. Когда вся информация собирается и выстраивается на одном листе, вам проще удерживать эту информацию в сознание. С другой стороны - это достаточно увлекательно, потому что дает много свободы. Да, есть определенные законы по организации карты, но они лишь для того, чтобы вашему мозгу было удобнее выполнять сложные процессы. В остальном же полная свобода. А свобода действий, творческий процесс дает удовольствие, освобождает энергию.
Да и не все карты такие. Цветные, долгосоздаваемые. Я, конечно, люблю рукотворные. Но больше у меня совсем других карт:
Это карта-планинг первой недели декабря 2008 года.
А это более красочный ЕЖЕДНЕВНИК одного из моих сентябрей.
Много было задач - карты помогли вырулить. Кстати, сейчас рисовать такие планинги я начинаю в сильно загруженное время. В обычном моем режиме все это как-то автоматически происходит уже.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: остановка и стоянка
Пожалуй, сама полезная моя карта. Никак не могла запомнить и найти разницу между стоянкой и остановкой. Ну, бывает. А если учесть язык, которым правила написаны... В общем, решила себе нарисовать. И все стало понятно.
Правда, возможно, устарело кое-что, все-таки карте около семи лет.
Конечно, есть сервисы, которые помогают создавать карты. Самое лучшее
http://www.mindmeister.com К примеру, карту про метод шести шляп я рисовала на этом сервисе:
Есть и стационарные программы, которые можно скачать и установить на компьютер. К примеру MindMapper Pro, в свое время у меня стояла, сейчас пользуюсь браузерным сервисом, который упоминала раньше.
Можно даже скачать уже готовые карты в каталоге:
http://mindmap-shop.ru/katalog/ (мне это сильно удивительно)
Но лучше всего делать это на бумаге, цветными карандашами или фломастерами, самостоятельно! Именно тогда начинает лучше работать ваше мышление.