Так уж случилось, что я нежно люблю всякие трэши. Не такие, которые про супермэна, а такие, которые про секретные эксперименты, чтоб элемент кунсткамеры был, про всякие экзорцизмы, апокалипсис, опять же. Для примера: обожаю Кэрриган. И фиг бы кто про нее отдельно и хорошо написал. Потому что такой же прикол: тетка и чужими командует. Рипли, кстати, тоже люблю. Да, я знаю, что глубин эстетики в том немного, но вот такие вот гамбургеры от литературы очень предпочитаю.
И тут есть одна проблема: нормальные авторы такого не пишут - беллетризация Чужого
Фостером не в счет. Хотя бы потому, что и Чужой уже не совсем трэш - по крайней мере те три первые, которых товарищ беллетризировал. А пишут всякие ушлепки, которые еще в школе срезались на сочинении «Как я провел лето». Без исключений.
А про хорошее такое пишут в основном люди не сильно талантливые - тот же
Громов, при всем уважении, или
Калугин, только уже без уважения. Хреново у них с талантом, в общем-то.
Оттого я обычно книги, подобные Клинике в роще, срезаю на корню тоже. Нечего там пробовать - наверняка хлам. Ан нет. При том все, как положено. Зверское убийство во тьме веков, с которого потом начинаются всякие привиденьица в сумасшедшем доме. Правда. А в доме том лечат маньяков. Ну как сказать, не лечат - эксперименты на них проводят по воспоминаниям о прошлых жизнях. Маньяков. Бугагашечка.
Предсказуемо, конечно. Относительно. Т.е. понятно, что все умрут, но непонятно, совсем ли все и в какой именно последовательности. И какой именно из маньяков отличится. Будет пара милых сюрпризов, не без того.
Но главное - очень живой, эмоциональный язык. Как и положено триллеру. Правда сказать, после мастеров жанра это не триллер, а детский сад на выезде. Да, будут местные постсоветские масоны и множество аднаногих сабачек. Весьма.
Но при этом нет запрещенных приемов, что радует. А то я тут недавно Ангела для сестры пыталась читать, так бросила, несмотря на вполне приемлемое изложение. Потому что не люблю я детей с лейкемией, особенно в приемлемом изложении. Когда у
Вилсона было похожее, он все нивелировал собственной бесталанностью. А применение настолько аднаногих собачек, ИМХО, говорит о литературной несостоятельности. О том, что по-другому приковать внимание к книге автор не может. Что ни сюжетом, ни мыслью, ни ассоциативным рядом писатель не может поддержать интерес. Для того и сабачки.
В клинике все цивильно. Хоть и при куче трупиков в итоге, что вовсе не спойлер, а сразу даже вполне все ясно, все трупики помирают свободными, белыми и совершеннолетними. Читай: никто их туда не тащил. Ну кроме сумасшедших, конечно, которых принудительно заперли. Впрочем, они почти все и выжили.
1. Мир отдает вполне вменяемой мистикой, на уровне ранней Марининой, а вовсе даже нифига не
Ваал. И уж тем более - не Омен. Обычный такой мир, вполне наш с вами. И мистика в пределах допустимого, то бишь глюков. А если кто-то из пациентов и мнит себя Вельзевулом, так на то и дурдом. То есть явных прегрешений перед реальностью у мира нет. Кроме здравого смысла персонажей, конечно же. Ну дык специфика жанра. Семь.
2. Читабельность вполне, за исключением избытка бытовых диалогов - эти моменты сильно попахивает низкопробным детективом. Говорилка для авторских листов. Восемь потому.
Помимо - с патологическим любопытством носила с собой читалку, чтобы при каждом удобном случае занырнуть вовнутрь. Не знаю, многие комментаторы считают, что крови с мясом многовато, но не для моего читательского опыта. Баркер - наша прививка от молодежи в хорроре!
3. Интрига на чистую десятку. Все сюжетные завязочки на нужном месте, прямо книга-игра. Накаляют обстановку, потом немножечко отпускают. Потом опять накаляют, опять отпускают. Потом переворачивают все с ног на голову. И, как я уже говорила, к книжке прилипаешь намертво. И вроде бы даже ничего особенного, а вот такая интересная штука.
А теперь предупреждение для мальчиков: книжка дамская. Не уверена, что вам будет так же интересно - слишком очевидно дерганье за ниточки, и ниточки все эти дамские. Жалость, семья, карьера при муже-неудачнике-художнике, измена… ну и по мелочи. Разве что попробовать - вдруг пойдет. Но Клиника очевидно рассчитана на женскую аудиторию. И то не на всех.
Честно говоря, может и мне бы не понравилось. Но, как бы странно это ни звучало, я обожаю ненапряжные ужастики. Такие, чтоб «Ух ты!», а не такие, которые «Фу!» и «Бэ-э-э!». Я с подобным чувством пересматриваю старые фильмы ужасов - когда все монстры мультяшные и это очень прикольно и весело. Как и в Клинике.
4. Персонажи, как я уже говорила, ведут себя нелогично. Потому что дурдом на отшибе - прямой путь подлечиться персоналу в том числе. Не говоря уже о том, что в первую очередь. Но при этом настоящие и душевные, хоть и не очень выдающиеся. Семь.
Опять же, другие герои в ужастике и не нужны. Здравомыслящая тетка типа я не будет вести себя так, как эти персонажи. Но тогда и книги не будет. В том-то и фишка, что первым умирают негры, а в живых остается деффачка, классически - брюнетка. Наследие Рипли, никуда не денешься.
Так же традиционно ужасов без идиотов не бывает. Причем я сейчас вовсе не о пациентах клиники. Болото это… Там все помирают, или почти помирают, но всем героям там как медом намазано. Ну чего бы это я перлась в болото, да еще и ночью или в ненастье? Я и солнечным днем в июлей пойду только с компанией из пяти человек и веревкой. Потому что нафиг такие эксперименты.
Но тогда бы не было книги, и интересу читать про таких осторожных - никакого. Потому использование небольшого слабоумия для всех поголовно героев более чем оправдано.
5. Идея там вряд ли задумывалась. Кол. Ну разве что не надо гулять по болоту ночью одному. И что надо держаться подальше от маньяков с топорами. И кто бы спорил?
6. Душевность основана на почти стопроцентной реальности мира, если снова забыть о легкой придурковатости персонажей. Таки восемь. При всей предсказуемости - очень интересно и мило. А, как я уже говорила, обожаю няшные триллерочки. Жалко, что их так мало.
7. Погружение тоже вполне себе на восемь. Читала даже на улице, без отрыва от выгула ребенка. Правда, сейчас довольно просто гулять и читать, если никакие мамы с бабушками по ушам не ездят. Мы с Софией выносим пледик, я на нем располагаюсь, а София идет копаться и кататься. И всем хорошо.
Ассоциации: Параграф 78 - потому что тоже хороший трэш. И еще Марининские Иллюзия греха и Не мешайте палачу. Ведь читала лет пятнадцать назад, а ассоциативно вспомнилось. На мой взгляд, самые сильные марининские вещи, кстати.
Ну и не могу в конце не процитировать чудный отзыв с Озона: «Вся эта клиника превратилась в самую настоящую мясобойню. Убили всех кого только можно и как только можно. В целом книга хороша для отдыха и непринуждённого чтения!!!». Что самое интересное, я совершенно согласна.