Кинг Стивен. Сияние.

Oct 19, 2010 22:22



Ну что ж с определенной натяжкой ЭТО можно назвать пробным камнем Безнадеги. Одна из первых его книг, и это чувствуется, как и талант. Но пока еще маленький такой и сильно незрелый. Попытается показать нам сумасшествие изнутри, но чуть будет перебарщивать с дерганьем за ниточки. У автора определенно нездоровая страсть к покалеченным собачкам, и к явному предвкушению реакции читателя на несчастных инвалидов.

Будет семья мама-папа-сын, где папа - алкоголик, а мама - пустое место. Мальчик, как водится, с потусторонним талантом, именуемым в этом конкретном случае сиянием. За папой будет числиться рукоприкладство, а за мамой - попытки сохранить брак, чтоб не возвращаться к собственной маме, с которой еще хуже. А так папа хороший. Ну конечно. Только двинется и будет носиться за семейством с молотком.

Вот и всю книгу нам эту внутреннюю борьбу будут демонстрировать. С одной стороны - умело, я уже на место всех троих себя поставила. Кстати, ужаснулась, что папа мне ближе всего. Ну я ведь определенно не тряпка, и уж тем более - не маленький мальчик с эзотерическим задвигом. Примерила, покрасовалась, мне не понравилось, решила быть паинькой. Ну на время, естественно. Мама - дура. Дитю папаша руку сломал, а она мантры поет, что, мол, все будет хорошо. Дите, понятно, зверушка зависимая, его тупо жалко.

Психологические экзерсисы сильно хороши, но получился перебор с копанием унутри папы. Как-то до меня доходит быстрее, чем он пишет. Опять же, автор явно использовал в личности героя собственные черты, оттого постоянно пытается его оправдать. Сначала загонит в угол и покажет кучу гадостей, на которые дядька способен, а потом объяснит, что это, мол, не он, а всегда что-то извне: а) выпивка, б) дух злого отеля. Ага, они поедут в отель, на зиму отрезанный от мира снегом. Потому что папашка устраивается туда смотрителем. С маленьким ребенком, ага.

Ну в чем-то автор прав… Глупо пенять на дяденьку, если у мамы хватило ума потащить ребенка в место, которое полгода будет отрезано от внешнего мира. Акцентирую: место в снегах. Т.е. простуда и бронхит как минимум, пневмония и перелом черепа как максимум. Опять же, попрошу заметить, с папой, ранее грешившим рукоприкладством. ИМХО, лечится эта хрень только одним способом: сковородкой по лбу и - собирать вещи.

Да, и еще местами эта книга вылечила мою постапокалиптическую тягу. Если уж с комфортом полгода прожить отрезанными от мира тяжело, то совсем без мира будет, пожалуй, хреново. Как-то я раньше об этом не задумывалась. Несмотря на то же Противостояние - там, конечно, есть про аппендицит в отсутствие врачей, но эта хрень происходит с мимо пробегавшими персонажами, а не с тобой. А тут, конечно, доступнее - если с тобой, то нафиг такие эксперименты.

Кинг, конечно, идеализирует. У него если кто и помрет, то исключительно для нужд сюжета. Нет такого, как у Мартина, чтоб все по-настоящему, а исключительно только чтобы читатель осознал, так сказать. И это действительно сильная сторона книги. Я осознала. Но не уверена, что буду это Сияние перечитывать даже на пенсии.

1.     Мир, как всегда, реальный, даже отельные призраки. Минус в том, что они слегка попахивают крышепадом Баркера, но разливом пожиже. У Баркера - незамутненное безумие, а Кинг в этом смысле слишком логичен, оттого выглядит вымученным. Не говоря уже о том, что особой привлекательностью мир не страдает. Восемь.

2.     Читабельность после Мартина выглядит хромающей на обе ноги. Но книга небольшая, уговорила буквально за пару завтраков и дневных снов Софочки. )) Не так плохо. Восемь.

3.     Интрига слишком глубоко зарыта, действительно интересно читать только последние страниц двадцать-тридцать. Автор избыточно углубился в личности героев, не оставив для действия почти ничего. Естественно, в этих копаниях ты сразу соображаешь, что добром дело не кончится, а еще триста страниц ждать, пока закончится нагнетание и начнется действие, как-то скучновато. Семь.

4.     Персонажи - одно из главных достоинств книги. Они живут собственной, хоть и до отвращения предсказуемой жизнью. Каждому из нас встречались такие люди - бесхарактерные тетки и пьющие дядьки (или наоборот :)). Более того, какие-то частицы нас самих тоже намешаны в этих людях. Ну и, конечно же, мальчик - любимая игрушка старины Стиви. Тут, кстати, могут захлебнуться собственной желчью все любители обвинить Доктора в педофилии. Мальчиков у Кинга ничуть не меньше. Один Джек из Башни чего стоит! Впрочем, он проходит через многие книги Кинга, почти не меняясь. Жаль только, что без перемен остается его основная принадлежность - жертвенная. После стольких повторов уже утомляет.

И сторонние действующие лица тоже недурны. Только видно, что до полного раскрытия своего таланта автору еще далеко, потому идентификации практически со всеми, с бяками в том числе, не происходит. Начальник-стяжатель виден только со стороны, как и многие эпизодические персонажи. Девять.

5.     Идеи - ее второе и предпоследнее достоинство. Правда, носят они слишком прикладной характер, но это не совсем недостаток. Мол, надо бояться внутренних демонов, пить надо меньше, драться нехорошо, интуицию следует слушать… Ну это я упрощаю, конечно. На самом деле книга полна глубокого психологизма, который не оставит читателя равнодушным, на чью бы сторону тот ни стал. Для психоанализа и взгляда на себя со стороны - более того, с разных сторон, - самое оно. Десять.

6.     Душевность неприятная, но бьющая точно в глаз. Для бесстрашных мазохистов-самокопателей. Моменты, эпизоды, фразы, мысли - все это было с каждым из нас. Взаимопроникновение с книгой просто ошарашивает. И, как ни странно, не оставляет даже неприятного осадка, как часто бывает у того же Баркера. Очень на уровне вещь, но это не совсем художественное достоинство, скорее - публицистическое. Десять, но это не та душевность, которую я предпочитаю видеть в литературе.

7.     Погружение похуже, из-за занудства. Слишком долго пережевывается внутренний мир - после бесконечного движения челюстями он уже теряет вкус. Куда уж там нырять? Тем более, что особенно и некуда - получается, мир книги прячется почти исключительно в людях книги. С этой точки зрения - да, погружаешься, но это чуточку не то. Нет такого, чтоб соседи гвоздь начали забивать, а у тебя - инфаркт, бо вынырнуть вовремя не успел. Нет, остаешься снаружи, несмотря на все точки соприкосновения.

Я понимаю, тут у меня несостыковка получается, но, тем не менее, так и есть. В книгу проникаешь, но не погружаешься. Скорее примеряешь ее на себя, но не уходишь в другой мир. Где-то так. Пять.

Дальше читала третий Черный отряд, но отписываться не буду, потому что как-то уже не вижу смысла говорить о каждой книге серии. Надо хотя бы через одну. Хотя это не Батчер - книги разные, у каждой свой характер. Да, а планирую Песню Свон Маккаммона - наконец-то нашли на бумаге. Слишком уж хвалят эту вещь, чтоб я ее в электронке читала. Ну и могу что-нибудь легенькое перед ней уговорить, подумаю.

Previous post Next post
Up