Алтай

Jun 27, 2022 20:38

сколько интересных и красивейших мест есть в России... взять, к примеру, Алтай и полное загадок, таинственных легенд Озеро Горных духов...
====

«Я люблю северную природу с ее молчаливой хмуростью, однообразием небогатых красок, люблю, должно быть, за первобытное одиночество и дикость, свойственные ей, и не променяю на картинную яркость юга, назойливо лезущую вам в душу. В минуты тоски по воле, по природе, которые бывают у всякого экспедиционного работника, когда приедается жизнь в большом городе, перед моими глазами встают серые скалы, свинцовое море, лишенные вершин могучие лиственницы и хмурые глубины сырых еловых лесов…» /Иван Ефремов/
Григорий Иванович Гуркин, художник из алтайского рода Чорос, рассказал писателю фантасту Ивану Ефремову в первой половине ХХ века легенду, которая гласит:
Есть на земле люди, которые причиняют много бед и страданий простым людям. Высоко, высоко в горах спрятано красивое озеро с голубой и прозрачной горной водой. Вот в этом озере и стали обитать души этих злых людей. Легенда гласит: тот, кто найдет это озеро победит злых духов на земле, но если поиски этого озера не приведут к желаемому успеху - падет жертвой сам.
В одном небольшом селении жил красивый и сильный юноша Тарын. Он жил вместе с больной матерью и их юрта была очень бедной. Однажды лекарь сказал ему - если ты хочешь, чтобы выздоровела твоя мать, отыщи озеро, где живут злые духи. Тогда злые духи уйдут из нашего селения и твоя матушка станет здоровой.
Собрался Тарын в путь и на третий день обнаружил долину, на дне которой расположились цепью пять озер на расстоянии друг от друга с полверсты или с версту. Подошел Тарын к пятому озеру и остановился зачарованный. Холод и отрешенность встретили юношу зеленовато-голубые воды озера. Сине-зеленые тени возле противоположной горы то быстро передвигались по поверхности воды, то вдруг останавливались и тогда юноша слышал заунывную песню. Встряхнул плечами Тарын, обхватил голову руками и закрыл глаза. И вдруг почувствовал огромный прилив сил, выхватил меч и бросился в воды озера, чтобы побороть злых духов. Забыл Тарын самое главное - ему надо было просто найти это озеро. Найти, но не сражаться. Силы Тарына с каждой минутой стали таять, он еле-еле добрался до противоположной горы. И когда он почти добрел до этой горы - все исчезло.
Тарын отправился прочь от этого зловещего места. Но как только он оказался у ближайшей юрты своего аула, смерть настигла его.

Многие еще пытались повторить путь самого сильного юноши к озеру Горных духов, однако всех ждал печальный исход - кто-то болел, кто-то терял былую храбрость и силу. После этого недобрая слава разнеслась об этом зловещем месте, и люди перестали там бывать. На озере нет ни зверей, ни птиц, а на том берегу, где обитают духи, не растет даже трава.
=====
Григорий Гуркин писал о картине: «Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек, а потому оно чистое, неосквернённое…» В этом произведении он запечатлел образ первозданной алтайской природы, не тронутой человеком.


Григорий Гуркин. Озеро горных духов. 1910, холст, масло, 68 × 79 см.
Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
Иван Антонович Ефремов и его рассказ "Озеро горных духов".
Основой для произведения послужила картина алтайского художника Г. И. Гуркина, экфрасис позволил герою-геологу обнаружить месторождение ртути.

Иван Ефремов, путешествуя по Алтаю в поисках золота, имел поручение - осмотреть месторождения превосходного асбеста в среднем течении Катуни, близ большого села Чемал, где и случайно знакомится с художником: "Я ожидал увидеть брюзгливого старика и был удивлён, когда на крыльце появился подвижный, суховатый бритый человек с быстрыми и точными движениями. Только всмотревшись в его желтоватое монгольское лицо, я заметил сильную проседь в торчащих ёжиком волосах и жёстких усах. Резкие морщины залегли на запавших щеках, под выступающими скулами, и на выпуклом высоком лбу…
Мастерская - просторная неоклеенная комната с большими окнами - занимала половину дома. Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к которой меня как-то сразу потянуло. По объяснению Чорос-Гуркина, это был его личный вариант "Дены-Дерь" ("Озера Горных Духов"), большое полотно которой находится в одном из сибирских музеев. Картина светилась в лучах вечернего солнца своими густыми красками. Синевато-серая гладь озера, занимающего среднюю часть картины, дышит холодом и молчаливым покоем. На переднем плане, у камней на плоском берегу, где зелёный покров травы перемешивается с пятнами чистого снега, лежит ствол кедра. Большая голубая льдина приткнулась к берегу, у самых корней поваленного дерева. Мелкие льдины и большие серые камни отбрасывают на поверхность озера то зеленоватые, то серо-голубые тени. Два низких, истерзанных ветром кедра поднимают густые ветви, словно взнесённые к небу руки.
На заднем плане прямо в озеро обрываются белоснежные кручи зазубренных гор со скалистыми рёбрами фиолетового и палевого цветов. В центре картины ледниковый отрог опускает в озеро вал голубого фирна, а над ним на страшной высоте поднимается алмазная трехгранная пирамида, от которой налево вьётся шарф розовых облаков.Левый край долины - трога - составляет гора в форме правильного конуса, также почти целиком одетая в снежную мантию. Только редкие палевые полосы обозначают скалистые кручи. Гора стоит на широком фундаменте, каменные ступени которого гигантской лестницей спускаются к дальнему концу озера.  А яркая полоса отраженных в воде горных вершин как бы показывает дорогу в прибежище духов.".
Художник рассказывает ученому легенду Озера и дает ему под запись подробное описание пути: "Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйскими и Катунскими белками. Километрах в сорока вверх по Аргуту от его устья, справа по течению, выходит речка Юнеур. Это место приметно потому, что Аргут даёт здесь кривун и устье Юнеур, а выходит в широкое плоское место. От устья его пойдёте вверх по Аргуту левым берегом, считайте так - километров шесть, и здесь, справа по ходу, окажется небольшой ключ или речка, если хотите. Речка-то небольшая, а долина очень широкая и глубоко уходит в Катунский хребет. По этой долине вам и ехать. Место сухое, лиственницы большие, раскидистые. Уже подниметесь высоко, когда встретите большой крутой порог, с него водопад маленький, и тут долина повернёт вправо. Дно долины будет совсем плоское, широкое, и на нём - цепью - пять озёр, одно от другого где с полверсты, где с версту. Последнее, пятое озеро, откуда дальше нет ходу, и будет Дены-Дерь. Вот и всё. Только смотрите не ошибитесь ущельями, а то там и долин, и озёр много… Да, вот вспомнил, хорошая примета! В устье ключа, куда повернёте с Аргута, будет небольшое болотце; на краю его, налево, стояла огромная сухая лиственница без сучьев, с двойной вершиной, как чёртовы вилы. Если ещё уцелела, по ней узнаете".
Уже после смерти Чорос-Гуркина (как обещал художник) Ефремов получает в дар этюд "Озеро горных духов" именно в тот момент, когда работает дома над поиском месторождения ртути в Средней Азии.
Рассматривая ртутную руду, он непроизвольно сравнивает ее физические и химические свойства с цветами (пигментами красок) на картине, а так же припоминает рассказ о самочувствии художника в момент его нахождения на озере при создании картины и совершенно неожиданно для себя делает открытие нового месторождения - озера ртути на Алтае…
Правда ли, что месторождение ртути было найдено на Алтае или в каком-то другом месте в Сибири, споры не стихают до сих пор, но факты остается фактами: картины находятся в государственных музеях г. Барнаула, Томска, Красноярска, Санкт-Петербурга, а произведения И. Ефремова хоть и имеют художественный вымысел, но построены на новой для страны науки - тафономии, благодаря, которой И.Ефремов предсказал открытие месторождения алмазов в СССР. Но это уже другая история.

image Click to view



image Click to view


Больше картин Григория Гуркина

Источник

живопись, Гуркин, Ефремов, Алтай

Previous post Next post
Up