sergeytsvetkov в своём ЖЖ пишет:
Интеллигент стремится к общественной и личной «свободе», аристократ с головы до кончиков ногтей опутан понятиями чести и общественных традиций, приличий.
По моему разумению, высший тип человека, который выработала наша история - это всё-таки не интеллигент, а дворянин, аристократ. Только в нём видим гармоничное сочетание умственных и физических качеств, высокую культуру и воинскую доблесть. Как там у Ницше: быть персом - это значит знать истину и уметь стрелять из лука.
Революционно-демократическая печать навешала на дворянство ярлыки белоручек, растленных и никчемных людей. Но, что характерно, оказавшись в эмиграции никто из князей и «графьев» не погиб с голоду. И ведь отнюдь не потому, что вывезли с собой какие-то несусветные богатства (хотя было и такое, конечно), - выжили они потому, что умели работать своими руками и головой. Кстати, и в застенках ЧК они умирали гораздо достойнее, чем пресловутая «ленинская гвардия» в 1937-1938 годах...
===
На пороге камеры стоит конвоир. Мятый лист бумаги зажат в толстых пальцах.
- Эй, здесь поэт Гумилёв? - слова растягивает на одесский манер.
Гумилёв отвечает, не оборачиваясь.
- Здесь нет ПОЭТА Гумилёва, здесь ОФИЦЕР Гумилёв!
- На выход.
Гумилёв уходил на последний допрос и знал об этом. Ни сомнений, ни надежд пустых не питал. Уже представил себе, как «красный» рабочий на оружейном заводе отливает ту самую пулю, предназначенную для него. Сами собой сложились в голове строки:
Все товарищи его заснули,
Только он один ещё не спит.
Всё он занят отливаньем пули,
Что меня с землёю разлучит.
Пуля им отлитая просвищет
Над седою вспененной Двиной
Пуля им отлитая отыщет
Грудь мою. Она пришла за мной.
Упаду. Смертельно затоскую.
Прошлое увижу наяву.
Кровь ключом захлещет на сухую
Пыльную и мятую траву.
Угадал даже про траву «сухую» к осени. Русский этнограф и поэт Николай Гумилёв был расстрелян 26 августа 1921 года. Постановление о расстреле 61 человека ГубЧК Петрограда опубликовало 1 сентября с пометкой, что вынесенный приговор уже приведён в исполнение.
Свидетель гибели Гумилёва - чекист рассказывал о его последних минутах так:
Этот ваш Гумилёв… шикарно умер. Улыбался до последней минуты… Докурил папироску. Фанфаронствовал всё. Но даже на ребят из Особого Отдела произвёл впечатление. Крепкий тип. Мало, кто так умирает.
===
Ох, и темна российская история! Какую дверь ни открой - пусть даже в самые недавние времена, - всюду неоднозначность в датах, сумрак в определении понятий и противоречивость в оценках. Даже такое крупное и значимое для России явление, как интеллигенция, удостоившееся тысяч научных статей и книг, до сих пор пребывает в тумане сплошных неясностей!
Начать с того, что никто не знает, когда она появилась на свет. Многие литераторы конца XIX - начала ХХ веков, подобно философу Георгию Федотову, полагали, что «по-настоящему, как широкое общественное течение интеллигенция рождается с Петром». Почему именно тогда, обычно не объяснялось. Лишь изредка поминали, что не кто, иной как Пётр начал активно заботиться о появлении в России слоя образованных людей, отправляя отечественных недорослей учиться за границу, а те попутно нахватались там чужих, европейских, идей.
Без Петра, как и во многом в России, тут, конечно, не обошлось. Но, очевидно, правильнее говорить, что северный демиург, а ещё точнее - выстроенное им государство лишь дало толчок появлению интеллигенции. Вот как характеризует рождение этого важного социального явления Яков Гордин: «Первый император своими реформами разбудил в русском человеке - прежде всего, в дворянине и “вышедшем в люди" разночинце - понятие о своём достоинстве, о своём высоком долге и при этом поместил его в жёсткую структуру, основанную на всеобщем политическом рабстве. Это рождало мучительный духовный дискомфорт, который, усугубляясь в эпохи “либерального самодержавия" с их иллюзиями, порождал отчаянные попытки привести внутреннее самоощущение в соответствие с реальным общественно-политическим положением: мятеж декабристов, кровавый героизм народовольцев и так далее…»
Да, были интеллигенты на Руси и прежде - среди средневековых монахов-летописцев, религиозных просветителей…
Тем не менее первая по-настоящему значимая плеяда интеллигентов появилась, лишь начиная с царствования Екатерины II. Александр Радищев с его «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями уязвлена стала» олицетворял собой любовь и сострадание страждущему народу. Николай Новиков, неутомимый издатель и книжник, - просветительство. Пётр Чаадаев, первый наш философ, с его кредо ««Слава Богу, я всегда любил своё отечество в его интересах, а не в своих собственных» - склонность к размышлениям о судьбах Родины. Павел Пестель, создатель ««Русской Правды», - стремление к революционному переустройству общества. Николай Карамзин - кабинетного учёного, мечтающего логикой своих исторических трудов вразумить и смягчить высшую власть. Наконец, Александр Герцен - диссидентский дух и борьбу с властями силой свободного слова.
… Да, интеллигенты в России были всегда. Но вот интеллигенции долгое время не было, потому что каждого окружала всего лишь малая горстка друзей-единомышленников, которая ещё не способна была образовать свой особый социокультурный пласт. Или, как называла этот феномен историк Вера Лейкина-Свирская, ««разнородный социальный слой»
А что предшествовало интеллигенции? Аристократия, служившая опорой престола и надежнейшим орудием правительства?
Однако, Гаспаров дает свой ответ (История слова «Интеллигенция» по М.Л. Гаспарову):
До того, что мы называем интеллигентностью, культурностью, в XVIII веке синонимом была светскость, в средние века - вежество, куртуазия, в древности - humanitas, причём определялась эта humanitas на первый взгляд наивно, а по сути очень глубоко: во-первых, это разум, а во-вторых, умение держать себя в обществе.
Особенность человека - разумность в отношении к природе и humanitas в отношении к обществу, т.е. осознанная готовность заботиться не только о себе, но и о других. На humanitas, на искусстве достойного общения между равными держится все общество. Не случайно потом на основе этого (в конечном счете бытового) понятия развилось такое возвышенное понятие, как гуманизм.
Недавно читала высказывание в дневниках
Кара-Мурзы и
ГалковскогоОдин утверждает - "....интеллигенция фактически заняла социальные позиции буржуазии, сохранив ментальность аристократии...", другой - "аристократия это замаскированная интеллигенция,.... интеллигенция это неопытная аристократия, интеллектуалы в первом поколении...", но и в том и другом случаях, аристократия предшествовала интеллигенции, я лично так считаю. И я с ними согласна.
Продолжение следует...