Прочитал у
kamnevn на сайте
статью о храме на Инструментальной улице. Он хорошо рассказал об истории его, но внутрь не попал. Исправлю недоразумение.
Храм этот очень любят и на службы в него приходят. В нем жизнь чувствуется. Как у раненого, который пошел на поправку. Только вот состояние этого раненого пока очень тяжелое.
Закладывался Храм в 1840 году. Строился на деньги Департамента казенных врачебных заготовлений, а проектировался по линии министерства внутренних дел. Обошелся по тем деньгам в 85 тысяч рублей серебром.
В 1930 году церковь была закрыта и ее начали приспасабливать к использованию под лабораторию: пробили новые окна в части за алтарем, изменили фасады. Были устроены новые этажи, а пять глав церкви просто снесены напрочь. Уничтожены все крыльца и горельефы, сделаны окна в верхних частях. О том, что это была церковь вообще мало что напоминало как снаружи, так и внутри.
В помещении сейчас нет ремонта, стены откровенно убитые. Холодно. Страшно представить какой ценой это дается тем, кто в нем служит.
Обратите внимание на балку посредине (на фото слева). В войну здесь был штаб Балтийского флота и здание снова перестроилось: разобрали перекрытия, утяжелили их сталью и бетоном, укрепили. Какое-то время до уровня окон второго этажа вообще здание было засыпано землей. И после войны это уже была лаборатория ЛЭТИ и ни о каком возвращении к прошлому речь вообще не шла. Вернули храм церкви в 2004 году, постановлением СПбГЭТУ (ранее - ЛЭТИ имени Ленина).
Справа на подоконнике стоит икона Федора Ушакова - единственного православного святого, не мученика, канонизированного за службу Отечеству. А впереди висит вышитая икона святителю
Дмитрию Ростовскому - он славился восстановлением храмов. Ее подарил один их прихожан, и когда стали служить молебны перед ней, начались подвижки по восстановлению храма.
Теперь пройдем в подвальное помещение. По лестнице, состояние которой пугающее.
Да, под полом подвала какие-то проемы, заполненные водой.
Под алтарной частью храма был вырыт подземный ход в бункер рядом. Все захоронения героев Гренадерского полка были просто выброшены. Возможно, что-то можно еще найти при раскопках, но это не предугадать.
Теперь поднимемся выше - там есть еще два небольших этажа.
Какой бы то ни было облицовки на стенах нет, потолок - все те же военного времени перекрытия. Частично отремонтированные. Ну, если можно отремонтировать бетон.
Фрески работы Карла Брюллова, варварски уничтоженные во время использования храма под лабораторию в советское время. Проступил только образ апостола Марка.
Если привести аналогию, измерив ценность деньгами, то любая из этих фресок стоила бы сейчас в несколько раз дороже, чем все здание храма. С утварью и земельным участком. Но в планах их восстановить полностью.
Вид из окна на бункер адмирала Трибуца. Он сейчас памятник. Вновь выявленный.
А в перекрытиях местами провалы. Чтобы не упал никто, заделанные чем придется.
На стенах есть отметины того, как раньше располагались межэтажные перекрытия и арочные проемы.
Эхо войны.
Надеюсь, что храм восстановят. А пока он выживает за счет прихожан и жертвователей.