Встречи с потомками Шехтеля

Sep 25, 2019 10:26



Несколько лет назад в День рождения Шехтеля мне в группу о нем написали потомки архитектора и поблагодарили за просветительскую деятельность, что я там веду. На самом деле, мы собрали неплохую подборку электронных книг о Шехтеле, кто интересуется. Есть и просто библиография.

Мне, само собой разумеется, это было очень приятно и ценно.

Собирая истории разных людей о Шехтеле для проекта «Я строил всем», мы осознали, что самые главные воспоминания - воспоминания семьи архитектора - еще никто не записал. Между тем, именно они раскрывают его как личность, как живого человека. А то, глядя на его строения, некоторые не верят, что человеческому существу такое в принципе подвластно, предполагают, что его похищали инопланетяне (см. комментарий к видео) и другие удивительные версии.

Поэтому мы со Светой Кондратьевой (и с невероятным количеством волонтеров, посредников, третьих лиц и т. д., всем из которых мы искренне благодарны) сняли два мини-фильма с ныне живущими потомками архитектора.

В первом фильме праправнук Шехтеля Фёдор Геннадиевич Ращевский рассказывает о личности зодчего, вспоминает разные семейные байки. Интересно, что Фёдор - тоже архитектор, поэтому, конечно, мы поговорили с ним и об архитектуре, и его замечания точны и занимательны. А еще он ответил на вопросы, накопившиеся в нашем паблике - в том числе, и о самом себе.

image Click to view



Во втором фильме правнучка Шехтеля, мама Ф. Ращевского, Кира Сергеевна Лазарева-Станищева рассказывает больше об окружении Шехтеля: о его семье, о детях и внуках, которых он очень сильно любил. Но самое интересное, что она показывает личные вещи, которыми когда-то пользовался сам архитектор и которые сейчас хранятся в его семье. (Посидеть за столом Шехтеля - бесценно. Но особенно мне понравилась семейная кулинарная книга, в фильме это есть :)

image Click to view



Честно скажу, что съемка этих фильмов стоила нам со Светой очень многих нервов. Не из-за наших героев, они фантастически приятные и умные люди, каждая минута общения с ними была для нас искренней радостью. Просто работа шла с каким-то запредельным количеством технических и организационных сложностей. Но я была удивлена, что никто не зафиксировал, не записал эти воспоминания до нас, что их просто нету. И если про анализ творческого пути Шехтеля можно почитать у Сайгиной, у Кириченко и т. д., то про него как личность не так уж и много, разве что заметки о его эпистолярном наследии, которое еще тоже далеко не все опубликовано. Я воспринимаю эти фильмы как что-то, что я просто обязана была сделать - вот меня не будет, да и я, в общем, неважна, а они останутся - всем, кто когда-либо заинтересуется личностью Шехтеля.



А еще это удивительное чувство: вот ты смотришь на человека на фотографиях, читаешь про него в книжках. Проходишь мимо построенных им зданий. Но в школе одинаково изучаешь, к примеру, Льва Толстого и Николая Ростова. И где-то в подсознании возникает ощущение, что Лев Толстой такой же «реальный» как Николай Ростов, то есть, что это не когда-то живший реальный человек, а просто некий символ. И известные люди воспринимаются как художественные персонажи, интеллектуальные символы.

И вдруг ты общаешься с живыми людьми, которые внешне очень похожи на ту черно-белую фотографию из альбома по искусству. А главное, у них та же добропорядочность, та же высокая внутренняя культура, в том числе и культура межличностного общения и отношения к другим, и, самое удивительное, то же, узнаваемое по письмам, рисункам, да и по архитектуре, чувство юмора (это совершенно точно семейная черта, в фильмах это присутствует). Чувство, будто персонаж в портрете, висящем на стене, ожил, вышел из рамки и заговорил с тобой.

У меня полное ощущение, будто я встретила Деда Мороза, и он оказался настоящим!

Маяковский Владимир, Большая Дмитровка, Шехтель Федор, Шехтель Вера

Previous post Next post
Up